О. Х. БГАЖБА, С. З. ЛАКОБА

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АБХАЗИИ

       > ПОРТАЛ ХРОНОС > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Б >


О. Х. БГАЖБА, С. З. ЛАКОБА

2007

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


АПСУАРА
А: Абхазия, Агрба, Амичба...
Б: Басария, Барцыц, Бройдо...
В: Воробьев, Воронов...
Г: Гулиа, Гунба...
Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...
Е, Ё: ...
Ж: Жидков...
З: ...
И: Инал-Ипа Ш.Д....
К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...
Л: Лакоба...
М: Мандельштам, Монперэ...
Н: Неруда...
О: Олонецкий...
П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...
Р: Рихтер, Румянцев...
С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...
Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...
У: ...
Ф: Франгуланди...
Х: Хотко...
Ц: Цвижба...
Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...
Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...
Э: ...
Ю: ...
Я: ...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
СЛАВЯНСТВО
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
РУССКОЕ ПОЛЕ
МОСКОВИЯ

О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба

ИСТОРИЯ АБХАЗИИ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ I

Первобытнообщинный строй и раннеклассовые образования на территории Абхазии

§18. ГОТЫ И АБХАЗЫ

В 137 г. н. э., когда нога римского легата Флавия Арриана ступила на песчаный мол военной базы Себастополиса, на исторической арене Европы всё больше стали давать о себе знать «вероломные, но стыдливые» готы (одно из германских племён). Жили они тогда в районе Прибалтики, а пришли туда из Скандинавии.

В первой половине III в. готская волна, захлестнув обширную территорию между Дунаем и Доном, докатилась до Северного Причерноморья.

Незванные гости. Начался их длительный ряд набегов на римские владения в Малой Азии и Колхиде. Об этом историк второй половины V в. Зосим сообщал в своей «Новой истории». В 253 г. готы (в источнике он их называет «скифами») «опустошили области от Каппадокии, Питиунта и Эфеса». Правители Боспора предоставили им свои суда, но, переправив их, вернулись обратно. Когда готы стали опустошать всё, что было по пути их следования, «жители побережья Понта» ушли в глубь страны Санигии, где спрятались в укреплённых местах.

Готы, прежде всего, напали на Питиунт, «окружённый огромной стеной и имевший весьма удобную гавань». Во главе римского гарнизона стоял Сукессиан. Он прогнал готов, понесших большие потери под Питиунтом. Оставшаяся их часть захватила, какие могла, чужие суда и с величайшей опасностью удалилась домой. Жители побережья, спасённые «искусными действиями Сукессиана», надеялись, что готы больше никогда не осмелятся появиться в их местах. Но спустя некоторое время, когда римский император Валериан (253–259 гг.) отозвал Сукессиана, дав ему высокую должность при дворе (возможно, за его победу), готы снова взяли суда у боспорцев и появились у берегов Колхиды.

«Удержав суда и не позволив боспорцам, как прежде, возвратиться с ними домой, они пристали вблизи Фасиса, где, как говорят, было построено святилище Фасианской Артемиды во дворце Аэта. Сделав безуспешную попытку взять святилище, они пошли прямо на Питиунт; без малейшего затруднения взяв (это) укрепление и вырезав бывший в нём гарнизон, они двинулись дальше». Такая же трагическая участь постигла и Трапезунт, солдаты которого ежедневно были «преданы лени и пьянству». Как бы в подтверждение этим событиям, среди монет, найденных в верховьях р. Келасур близ Сухума, была обнаружена биллоновая монета, так называемое варварское (готское) подражание денарию Марка Аврелия. Три такие же монеты найдены в Пицунде археологической экспедицией.

Не исключено, что в опустошительных набегах готов на Восточное и Южное Причерноморье принимали участие и саниги, имевшие глубокую, восходящую к гениохам традицию морского разбоя (пиратство).

В третьей четверти III в. готы заняли Тавриду, но затем сосредоточились лишь в южной, горной части Крымского полуострова, получившей известное название Готия (таврические готы). А готы Приазовья (Тамани) стали позднее именоваться готами-тетракситами.

Гуннская волна. В 376 г. мощный гуннский поток, ранее зародившийся в далёкой хуннской среде Северного Китая и Монголии, затем подпитанный в суровом Приуралье и в жарких степях Причерноморья местными уграми и сармато-аланами, затопил обширные готские владения. Так началась эпоха Великого переселения народов. Зосим и позднее готский историк VI в. Иордан приводили легенду о первом появлении гуннов в Европе, когда раненый олень показал охотникам брод через Боспорский пролив, которым воспользовались «приросшие к коням» гунны для переправы на другой берег. Король готов Германарих, почитавшийся всеми германцами, покончил жизнь самоубийством. Одни готы, вестготы, в значительной части бежали в пределы Восточной римской империи; другие, остготы, остались на прежних местах под властью гуннов и до смерти в 454 г. всемогущего Аттилы верно служили своим поработителям.

В результате гуннского нашествия (к счастью, Кавказские горы спасли от него Абхазию) прекратила существование так называемая Черняховская культура, бытовавшая, как считает большинство исследователей, только два столетия (III и IV вв.), что хронологически соответствует времени существования Готского союза племён в Восточной Европе. Эта культура, скорее всего возникшая и исчезнувшая вместе с готами, обнимала разнородное население, входившее в данный союз племён (карпо-даки, германцы, сармато-аланы, славяне и др.). Следует отметить, что её некоторые железные кузнечные изделия (особенно предметы вооружения), а также бронзовые украшения (фибулы, пряжки) типологически и технологически близки к синхронному инвентарю цебельдинской (апсилийской) культуры, что, возможно, свидетельствует не только об определённых связях черняховцев с древними абхазами через Северное Причерноморье (по меото-колхидской дороге и морским путём), но и о влиянии на их территории римского культурного мира, периферией которого они являлись. Мало того, могильники этих культур содержат погребения с двумя разными обрядами трупоположения и трупосожжения, в чём, может быть, прослеживается отношение носителей этих культур к загробной жизни.

В 548 г. на 21 году правления Юстиниана Великого, узнав о том, что он поставил абасгам епископа, приазовские готы-тетракситы (граничили с родственными древним абхазам зихами) обра­тились к нему с просьбой тоже дать им епископа; их просьба была удовлетворена, и они получили независимого от Боспора епископа. Говоря об императоре Юстиниане, следует также напомнить и о том, что один из его известных пол­ководцев Мартын отличился в битвах: с готами – за Рим (540 г.), персами – за Фасис (555 г.), мисимианами – за Тцахар (556 г.); другой, каппадокиец Иоанн Дакик, проявил себя во время осады готами г. Ариминум (538 г.) и при жестоком подавлении под началом того же Мартына восстания мисимиан (входили в племенной союз апсилов).

Согласно источникам VI в., в составе «многонациональных» из наемников и союзников византийских войск, сражавшихся против персов на территории Колхиды, наряду с древними абхазами и картвела­ми, были представлены германцы (готы, вандалы, герулы, гепиды), славяне и др.

Дальнейшие связи. Свидетельства церковных историков позволяют утверждать, что семена христианства занесены были к готам пленниками из Каппадокии и Колхиды во время грабительских морских походов. Возможно, в Пицунде тогда уже существовала первая христианская община на Кавказе. Св. Василий Великий называет имя одного из этих праведников – Евтиха. В 325 г. епископ Боспо­ра Кадм участвовал вместе со Стратофилом Пицундским, Домносом Трапезунтским на 1-ом Вселен­ском соборе в Никее, где были утверждены догматы христианства.

 К IV в. восходит начало Готской епархии – «путь к ней лежал через Боспор». Первый представитель её был Унила, принявший сан от патриарха Иоанна Златоуста. Когда епископ Унила скончался, готский князь обратился в Константинополь с просьбой поставить нового епископа. Иоанн Златоуст тогда находил­ся в изгнании (404 г.) и в своём письме из Кукуза (Армения) к Олимпиаде, воздавая хвалу почившему пастырю, просил друзей задержать назначение нового епископа до его возвращения. Однако в сере­дине 407 г. низложенный патриарх Иоанн погибает в Каманах (близ совр. Сухума) по пути к месту последней ссылки в Пицунду. Спустя 30 лет мощи Иоанна Златоуста переносят из Каман (ныне там действует посвященный ему храм) в Константинополь. Если готы Тавриды состояли в хо­роших отношениях с патриархом, то, значит, они были верны православию в ту пору, когда главная масса их племени исповедовала арианство, ставшее как бы национальной религией германских пле­мён.

Готская епархия и Абхазия. О существовании Готской епархии в VIII в. и судьбе её епископа можно узнать из «Жития св. Иоанна Готского», написанного между 812 и 842 годами в Малой Азии. Уроженец Готии «из торжища, назы­ваемого Партениты» св. Иоанн происходил родом из Малой Азии. Когда население Готии не пошло за своим епископом, склонившимся на сторону иконоборцев на соборе 754 г., и готский епископ получил другую кафедру, Иоанн был послан в Иерусалим. Существует мнение, что затем, 26 мая, попав в Пи­цунду, он был посвящён католикосом Абхазским, тоже Иоанном, в сан епископа. В Пицунде была ближайшая к Тавриде автокефальная церковь, не принявшая иконоборческой ереси, как и Готия. В это время прибрежная часть Лазики («Нижняя Иверия») полностью входила в Абхазское кня­жество Леона I, тогда как в «Верхней Иверии» (Грузии) хозяйничали арабы-иноверцы (вспомним «Му­ченичество Або Тбилели»), и там не имели права рукополагать епископа. Около 787 г. население Го­тии восстало против хазар, и во главе этого движения встал епископ Иоанн. Готам удалось изгнать хазарский гарнизон из Дороса, но вслед за тем произошло предательство, и каган вновь овладел Доросом и другими «клисурами», захватив в плен епископа и князя Готии. Последнему он даровал жизнь, казнив «17 его рабов, ни в чём не повинных», а епископа Иоанна заточил в крепость Фуллы, откуда ему удалось бежать и переправиться за море в Амастриду, где он и скончался спустя четыре года. Тело усопшего святителя немедленно было перевезено в Партениты и погребено в храме мо­настыря святых апостолов.

В житие св. Стефана Нового, почившего мученической смертью в 765 г. за иконопочитание, указыва­ются местности, где почитатели икон могли найти убежище от гонений. Это, прежде всего, епархия Зихии, город Никопсия (северо-западная приграничная территория Абхазского княжества) и соседствующая область Готии.

В 20-е гг. IХ в. в составе войска Фомы Славянина, поднявшего восстание и чуть было не захватившего престол, перечислялись абасги, зихи, готы и др.

В биографии «апостола» славян, Кирилла, составленной после его смерти (896 г.), также упоминаются «Авазьги» и «Готи».

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007


 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА



Яндекс.Метрика

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку