Людмила Тарнава

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АБХАЗИИ

       > ПОРТАЛ ХРОНОС > БИБЛИОТЕКА АПСУАРА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Т >


Людмила Тарнава

1992-1993

БИБЛИОТЕКА АПСУАРА


АПСУАРА
А: Абхазия, Агрба, Амичба...
Б: Басария, Барцыц, Бройдо...
В: Воробьев, Воронов...
Г: Гулиа, Гунба...
Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...
Е, Ё: ...
Ж: Жидков...
З: ...
И: Инал-Ипа Ш.Д....
К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...
Л: Лакоба...
М: Мандельштам, Монперэ...
Н: Неруда...
О: Олонецкий...
П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...
Р: Рихтер, Румянцев...
С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...
Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...
У: ...
Ф: Франгуланди...
Х: Хотко...
Ц: Цвижба...
Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...
Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...
Э: ...
Ю: ...
Я: ...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
СЛАВЯНСТВ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
РУССКОЕ ПОЛЕ
МОСКОВИЯ

Людмила Тарнава

Абхазский дневник

XX Век

Тарнава Людмила. Абхазский дневник. XX век. Выпуск I. Дневник пенсионерки, оставшейся в оккупированном Сухуме 14 августа 1992 года. Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа Академии наук Абхазии. Сухум. 2008.

ББК 66.3 (5Абх) 6+

63.3 (5Абх) -36

Расшифровка текста, подготовка к изданию

Е.В. Маргания, С.З. Лакоба.

Предлагаемый «Дневник» Л.М. Тарнава относится ко времени грузинской оккупации Сухума (1992-1993). Это поистине уникальное документальное свидетельство того состояния, в котором оказались многие простые люди разных национальностей. В нем нет ничего придуманного, все естественно, искренне и откровенно до боли. Повседневные трудности, животный страх, эмоциональные срывы, издевательства и унижения, отношения между людьми в новых условиях быта и войны – все это создает ощущение безысходности и призрачности бытия.

«Дневник» своеобразный немой крик интеллигентного человека. Он читается как продолжение изданного сразу после грузино-абхазской войны дневника детского поэта Таифа Аджба, погибшего в оккупированном Сухуме…

Абхазский дневник, ХХ век. – Сухум, 2008. – 292 с.

©  Л. Тарнава, 2008.

 

Как люди, которым Людмила Михайловна Тарнава завещала свой уникальный «Дневник», мы издаем его в год 15-летия Победы и это – дань нашего глубочайшего уважения перед памятью этого светлого, интеллигентного человека, прошедшего через круги ада.

Елена Маргания

Станислав Лакоба 

Книга предоставлена для публикации в ХРОНОСе составителями.

 

Моя подруга Людмила, инакомыслие и война

Высший закон мемуаров – честность и правдивость, решительный отказ от смешения правды с выдумкой. «Самое важное и полезное людям, что может написать человек, это то, чтобы рассказать правдиво пережитое, передуманное, перечувствованное им» (Л.Н.Толстой).

Как в одной капле воды отражается весь мир океана, так в одной человеческой жизни, застигнутой вихрем войны, отражается весь спектр тех окаянных дней.

Очень больная, пожилая женщина осталась в оккупированной грузинами Сухуме. «…Я не ушла, надеясь, что все скоро успокоится. Кроме того, мне было страшно бросать свою квартиру на произвол судьбы и лишаться всего нажитого за 40 лет работы… Сдерживало и то, что идти в Гудауту совершенно без денег и садиться на чью-то шею, лишний рот, а там и так не сладко без меня. Я хронически больна и вне своего дома  больше недели нигде жить не могу. И не захотела я быть беженкой неизвестно на которое время» (стр. 7).

Людмила Михайловна Тарнава (1930-2001) – дочь известного в Абхазии политического и общественного деятеля Михаила Ивановича Тарнава. Мать – Ольга Васильевна Крашенинникова. И мать и отец были репрессированы и расстреляны в те страшные годы. Люся, ее сестра Рита, брат Юра были взяты родственниками Михаила Тарнава. Она всегда с благодарностью вспоминала своего дядю Николая, тетю Саломею, двоюродных братьев и сестер, которые заменили осиротевшим детям семью.

Всего она добилась своим трудолюбием, волей. Всю жизнь она проработала в Республиканской (Национальной) библиотеке имени И. Папаскир.

Когда-то ее отец Михаил Тарнава оставил мемуары о деятельности Абхазского народного совета (1917-1921 гг.), осветив те нелегкие дни.

Его дочь оставила мемуары о самой страшной странице новейшей истории Абхазии. Писать дневник в оккупированном городе и ждать ежеминутно, что придут с обыском – это подвиг.

Л. Тарнава описывает почти каждый день своей жизни в Сухуме, начиная с 5 декабря 1992 г. и заканчивает 6 декабря 1993 г. Сама она пишет: «И вообще все в дневнике – мое личное мнение; пусть не судят за мое инакомыслие» (стр. 109).

Правдивы и страшны страницы описания быта и жизни в оккупированном Сухуме. Без хлеба, без тепла, без света, без друзей и родственников больная, пожилая женщина сражается каждый день за существование. Без кома в горле нельзя читать крик ее души: «Я голодная! К тому же хлеба как не было, так и нет. Уже второй месяц я не видела хлеба» (стр. 72).

Жить в Сухуме абхазам страшно. «Это все равно, что еврейка при нацистах. Нам не хватает желтой звезды на одежде» (стр. 146). И далее: «Мне надо быть благодарной, что меня тут пока не убили и не ограбили – ведь я – человек вне закона, бесправный, беззащитный, еврей – 1941 года. И даже хуже – туземец, индеец Америки и даже не негр –  у них больше сейчас прав в Америке, чем у меня» (стр. 231).

Л. Тарнава живет в Сухуме в информационном вакууме. Иногда она смотрит или слышит «Новости», «Время» по Москве (когда есть свет), покупает из скудных своих средств «Демократическую Абхазию», чтоб хоть что-то узнать, а так – слухи, разговоры и на основе всего этого она делает свои умозаключения, которые иногда бывают наивными по-детски, иногда жесткими и нелицеприятными. Она сама пишет: «Может, мои рассуждения звучат и обывательски, но я очень устала» (стр. 107). Конечно, весьма спорны ее выводы, что уезжать абхазам из своих квартир не стоило. Она живет в замкнутом пространстве и не понимает, что жизнь человека дороже всех квартир и вещей. Конечно, у нее паническое настроение и боязнь, что военная машина Грузии растопчет маленькую горстку абхазцев: «Сколько может сопротивляться эта горстка абхазцев за рекой? Не напрасны ли эти жертвы?» (стр. 64). Сама же пишет: «Кто знает, может, я несправедлива. У меня почти нет информации из Гудауты» (стр. 118).

Каждый пусть поставит себя на место Л. Тарнава и неизвестно, что бы мы говорили в таких жутких условиях, а она честна в своих мыслях. Когда мы ей предложили после войны, внести какие-либо коррективы в свой военный дневник, она наотрез отказалась, сказав, что эти мысли у нее были в тех горестных днях, и они отражают то время и ту ситуацию.

Не будем и мы судить ее. Кто имеет на это право? Она с достоинством, не пресмыкаясь и не заискивая перед врагом, прожила кровавый период своей жизни. Еще не известно, как бы каждый из нас прожил это время в оккупированном Сухуме.

Здоровье ее было окончательно подорвано этим ужасным существованием в Сухуме. Судьба не подарила ей даже горького подарка – легкую смерть. В августе 2001 г. она умерла.

Этот дневник она оставила всему абхазскому народу. Вчитаемся, вдумаемся и помянем добрым словом Людмилу Михайловну Тарнава – достойную дочь своих родителей и своего народа.

Елена Маргания


 

21 июля 1993 г.

г. Сухум

Лена!

Я просила соседку в случае моей гибели передать эту мою рукопись-дневник тебе. Я не для себя его писала, а для будущих потомков абхазского народа. Это – картина нашей жизни в Сухуме в  период пребывания в нем грузинских войск и мои горестные размышления. Не судите, если что не так я написала. Все искренне, от души, без всякой фальши и  рисовки.

Передай дневник историку, лучше Ст. Лакоба. Не для печатания. Но если Абхазия и абхазцы выживут в этой войне, пройдут годы, появятся новые, молодые историки Абхазии и будут писать о нашем времени. Пусть мой дневник и будет документом этого времени. Потом его могут оставить или в архиве или передать моим родным – двоюродным братьям и племянникам в Лыхнах. Пусть служит им памятью обо мне и об этой горестной странице нашей истории. Будьте счастливы.

 

Люся Тарнава.

 

Оглавление

Декабрь 1992 года.

Январь 1993 года

Февраль 1993 года

Март 1993 года

Апрель 1993 года

Май 1993 года

Июнь 1993 года

Июль 1993 года

Август 1993 года

Сентябрь 1993 года

Октябрь 1993 года (Что-то вроде эпилога). 

Настоящая разбивка Абхазского дневника на главы по месяцам (как и оглавление) в бумажном издании отсутствует, она сделана лишь в электронной версии, чтобы удобнее было читать.

На этом тюремном снимке 1941 г. Михаил Иванович Тарнава (1895-1941), видный представитель абхазской интеллигенции, отец Людмилы Михайловны Тарнава, – автора уникального «Дневника» из оккупированного Сухума (1992-1993).

Жизнь Михаила Ивановича была полна драматизма. Он известен как публицист, историк, выдающийся общественный и политический деятель, один из основателей Абхазского народного совета (1917-1921), поборник самоопределения Абхазии в рамках Северокавказской Горской республики. Находился в оппозиции к тбилисским властям. Автор прекрасных воспоминаний о политических событиях в Абхазии первой трети XX столетия. В 1941 г. был арестован сталинским НКВД, а затем расстрелян.

 


Далее читайте:

Абхазы - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.

Абхазия (краткая историческая справка).

Исторические лица Абхазии (биографический справочник).

Маргиев Заур. Абхазия Историко-географический и этнографический очерк.

Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Абхазское государственное издательство. Сухуми. 1957.

Вернуться к оглавлению

Ашхацава С.М. Пути развития абхазской истории. Доклад, читанный на 1-м Всесоюзном Краеведческом Съезде в Абхазии 12 сентября 1924 г. Издание Наркомпроса Абхазии. 1925. (Файл в формате .FB2 для электронных книг) - abhazskaja_istorija-semen_ashhacava.zip

Шамба Т.М. и Непрошин А.Ю. Абхазия. Правовые основы государственности и суверенитета. Издание 2-е переработанное.  М.: Изд-во РГТЭУ, 2004. 262 с., ил.6, табл. 4. И эта книга на английском языке:

Shamba T., Neproshin А. Abkhazia: Legal basis of statehood and sovereignty. М: Open Company "In-Oktavo", 2005, 240 pages.

 К оглавлению книги

Абхазия: документы свидетельствуют. 1937-1953. Сухум, "Алашара", 1992.

Борьба за советскую власть в Абхазии. Сборник документов и материалов 1917 – 1921. Абгосиздат. 1957.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007

Центральный государственный архив Абхазии (из истории вандализма).

Бройдо А.И. Дорога, ведущая к храму, обстреливается ежедневно. Документальная повесть.

Вернуться к оглавлению

Бройдо А.И. Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 годов. Москва 2008.

Барцыц, Р.М. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике: монография / Р.М. Барцыц. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2009. 168 с.

Кудрявцев К.Д. Сборник материалов по истории Абхазии. Сухум. 2008.

Вернуться к оглавлению

О.И. Сенковский. Некоторые сомнения касательно истории грузинов. 1838 г.

Барцыц Р.М. Симон, посланник Богородицы.

Симон Кананит, Зилот, апостол (ск. в I в.).

 

 

БИБЛИОТЕКА АПСУАРА



Яндекс.Метрика

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку