|
|
Отзыв на диссертацию А.Б. Крылова
Религия и традиции
абхазов
(по материалам полевых исследований 1994-1999 гг.)
Изучение Кавказа издавна являлось одним из важнейших
направлений российской науки. Исследованию этого во многом уникального
географического и этнографического региона посвятило свою жизнь несколько
поколений российских ученых, среди которых были такие выдающиеся исследователи
как М.О. Косвен, Л.И. Лавров, Н.Я Марр, В.Ф. Миллер, Ф.Ф. Торнау, Г.Ф. Чурсин и
многие другие.
Трагические события, связанные с распадом СССР, не могли
не повлиять на отечественную науку, в частности на кавказоведение:
принадлежавшие прежде к единой научной школе ученые оказались разделенными
образовавшимися на постсоветском пространстве государственными границами, резко
сократились масштабы исследовательских работ.
Положение абхазской науки оказалось особенно трагическим.
Во время грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. погибли многие молодые
талантливые ученые, грузинские спецслужбы осуществили целенаправленные
мероприятия по уничтожению истории абхазского народа: 22 октября 1992 г.
одновременно были сожжены Государственный архив Абхазии и Абхазский научно-
исследовательский институт, подверглись систематическому уничтожению личные
архивы, рукописи и опубликованные труды абхазских ученых. Абхазской, да и
мировой науке в целом, был нанесен непоправимый урон. Лишь спустя несколько лет
после окончания грузино-абхазской войны абхазская наука начинает выходить из
состояния глубочайшего шока и возвращаться к нормальной жизни.
Для российской науки 1990-е годы также были весьма
тяжелыми. Поэтому для меня особенно приятным является то обстоятельство, что
единственным научным центром в мире, оказавшимся в состоянии продолжать свои
научные изыскания в Абхазии этот поистине трагический для нее период времени,
стал Институт востоковедения Российской академии наук. Не только потому, что
этот институт имеет заслуженную и всемирно- признанную известность, но и потому,
что именно с ним связана важнейшая часть моей жизни и научная судьба.
Результатом проведенных Институтом востоковедения РАН
полевых исследований стала диссертация А.Б. Крылова, представленная на соискание
ученой степени доктора исторических наук.
По своему замыслу и характеру проведенного исследования
данная диссертация является ярко выраженным продолжением традиционной школы
российской этнографической науки и кавказоведения. Автор строит свою работу в
первую очередь на анализе собранного своими силами обширного и добротного
религиоведческого и этнографического материала, который вводится в научный
оборот впервые. Таким образом, уже в силу этого обстоятельства научная новизна и
актуальность диссертации А.Б. Крылова не вызывает никаких сомнений.
Вместе с тем, отказ диссертанта от, к сожалению, столь
распространенного в науке бесконечного "перепева" чужих работ вовсе не означает
того, что он игнорирует труды своих предшественников. Их работы были учтены,
творчески переосмыслены автором и послужили основой проведенных им полевых
исследований. Уважительное отношение автора к работам своих предшественников
является характерной чертой представленной диссертации и заслуживает всяческого
одобрения.
Опираясь на работы своих предшественников, в том числе на
труды таких выдающихся ученых-абхазоведов, как И.А. Аджинджал, З.В Анчабадзе,
Г.А. Дзидзария, Ш.Д. Инал-ипа и многих других, диссертант осуществил программу
собственных полевых исследований по изучению самобытной религии и традиций
абхазов. Собранные в их ходе данные позволили автору пойти дальше своих
предшественников и на основании анализа конкретного материала отказаться от
многих имевшихся до этого взглядов и представлений.
Диссертантом совершенно обосновано отвергнуты как не
отвечающие реальной действительности представления о том, что традиционная
религия абхазов является политеистической (языческой), либо некоей "смесью"
христианства, ислама и язычества, либо же "неоязычеством", сформировавшимся в
результате якобы имевшего место "вырождения" христианства.
На основании собранных данных А.Б. Крылов приходит к
выводу о том, что традиционная религия абхазов представляет собой автохтонную
религию, которая сложилась у абхазов в процессе их длительного исторического
развития без формообразующего воздействия мировых религий. Скрупулезный сбор
подробных данных о религиозных представлениях и ритуальной практике абхазов и их
теоретическое осмысление позволили автору прийти к обоснованному выводу о том,
что "традиционная религия абхазов отвечает определению теизма, в котором мир
есть осуществление божественного промысла, а абсолютный Бог стоит над миром и
человеком, и определению "строгого монотеизма", где Бог является единственным
источником и добра и зла (к которому, по мнению многих исследователей, нельзя
отнести даже христианство и ислам" (с. 318).
Осуществленная автором тщательнейшая фиксация текстов
совершаемых молений и современной ритуальной практики в традиционной религии
абхазов еще не имела аналогов в абхазоведении (да и кавказоведении в целом). Это
позволило автору выявить имеющиеся параллели между этой религией и религиями
других народов. Особенно интересным представляется положение о возможном
существовании в отдаленном историческом прошлом некоего конфессионального
единства кавказских народов, находящего свое отражение в безусловном сходстве
представлений и религиозной практики различных народов этого региона.
Поднимаемая в диссертации А.Б. Крылова тема имеющихся
параллелей между сохраненной до наших дней традиционной религией абхазов и
древними малоазийскими цивилизациями настолько важна с точки зрения всемирной
истории и религиоведения, что ее дальнейшая разработка представляется несомненно
актуальной и требующей объединения усилий специалистов в самых разных областях
исторической науки.
В представленной диссертации исследуются религия и
традиции абхазов на драматическом "историческом переломе", когда "распалась
связь времен": уклад жизни, еще вчера казавшийся вечным и незыблемым, распался в
одночасье. Происходящие масштабные и чрезвычайно интенсивные изменения в
социальной жизни всех проживающих в Абхазии народов нашли свое отражение в
данной работе. В плане столь разносторонней фиксации происходящих социальных
процессов данная работа является во многом уникальной.
Подобные работы в современных условиях чрезвычайно
необходимы: численность долгожителей - т.е. главных носителей устной истории
Кавказа неуклонно и стремительно сокращается, а с ними часто уходят навсегда
ценнейшие сведения об историческом прошлом Кавказа. Многие из опрошенных А.Б.
Крыловым людей уже ушли в мир иной, и в силу одного этого обстоятельства данная
диссертация уже приобрела характер не только теоретического исследования, но и
исторического источника.
Избранный автором метод исследования общества путем
скрупулезного "вживания" в окружающую действительность позволил ему выявить
важнейшие особенности и закономерности про- исходящих процессов. В первую
очередь это касается происходящего ныне возрождения самобытной религии абхазов и
повышения роли традиционных социальных институтов в жизни общества.
Добротность проведенных А.Б. Крыловым исследований
наглядно характеризуются уже тем обстоятельством, что ему уда- лось открыть и
подробно описать перенесенное из Боржомского ущелья в окрестности Пицунды
осетинское святилище Ирон дзуар, о существовании которого до этого не было
известно ни од- ному из местных ученых-абхазоведов. Безусловно, что подобные
подвижнические исследования народов Кавказа можно только приветствовать.
Тематика диссертации намного шире ее названия. Многие из
затронутых А.Б. Крыловым тем имеют чрезвычайно важное научное значение,
заслуживают дальнейшей разработки и широкого научного обсуждения. В этом плане
особенно актуальной становится координация усилий абхазских и российских ученых.
Удачным, но к сожалению редким в постсоветской реальности
примером плодотворного сотрудничества между российскими и абхазскими учеными
является представленная А.Б. Крыловым диссертация. На основании всего
изложенного можно заключить, что автор диссертации "Религия и традиции абхазов
(по материалам полевых исследований 1994-1999 гг.)" безусловно заслуживает
присуждения ученой степени доктора исторических наук.
Представляется чрезвычайно важным, чтобы и в дальнейшем
Институт востоковедения Российской академии наук продолжил свою деятельность по
изучению народов Абхазии и всего Кавказа. 0 том, насколько результативными и
плодотворными в научном плане могут стать подобные изыскания со всей
очевидностью свидетельствует диссертационная работа, выполненная А.Б, Крыловым и
представленная Ученому Совету Института востоковедения Российской академии наук.
Перепечатывается с сайта http://www.kolhida.ru/
* Доктор исторических наук, Академик АН Абхазии, Президент Республики
Абхазия.
Далее читайте:
Ардзинба Владислав Григорьевич
(биографические материалы).
|