|  | Р.М. БарцыцАбхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и   
современной обрядовой практике
     
    Древний храм VII века и замок на реке Бзыбь Гагрского района / И.Н. 
Исторический очерк Абхазии. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский 
монастырь. М.: Тип. И. Ефимова, 1898. ГЛАВА  IIСИНКРЕТНАЯ  СТРУКТУРА  САКРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА  НА  МАТЕРИАЛАХ  КУЛЬТОВЫХ 
КОМПЛЕКСОВ  БЗЫБСКОЙ  АБХАЗИИПреобладание в работе материалов по культовым комплексам Бзыбской, то есть 
Северо-Западной Абхазии, по сравнению с Центральной и Восточной частью страны, 
объясняется, прежде всего, их большим количеством. Кроме того, современная 
Бзыбская Абхазия – это территория исторической Абазгии, население которой первым 
в крае приняло христианское вероучение, что подтверждается письменными 
сообщениями и археологическими исследованиями обнаруженных здесь древних храмов.
 Вместе с тем, культовые комплексы Бзыбской Абхазии лучше изучены лично нами, 
что обусловлено как собственным местом рождения (в самом её центре, в сел. 
Бармышь Гудаутского р-на) и проживания, так и исполняемыми с 1991 года 
служебными обязанностями директора Пицундского Государственного 
историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт». Специфика современного состояния раннехристианских культовых сооружений 
определяет особый характер их исследований: большинство сохранилось в состоянии 
руин, которые доступны лишь для изучения археологическими методами. Историческая 
значимость их применения обусловлена и тем, что сохранилось очень мало 
письменных источников о культурной жизни края в ту эпоху. Поэтому подтверждаемая 
археологическими, наиболее объективными данными, поступательность строительства 
христианских храмов с запада – от Цандрыпша, Гагры, Пицунды, на восток – к 
Сухуму, Дранде и Бедии, делает несостоятельными с научной точки зрения некоторые 
очевидно политизированные теории: «В грузинской традиции считается, что абазы 
управлялись сначала своими князьями, а потом подчинились грузинским, которые 
ввели у них христианство (греческого толка) и направили трёх епископов в 
Пицунду, Мокву и Дандари, – комменти- [74] рует их в середине XIX века И. Бларамберг. – 
Но кажется более вероятным, что христианство в Абхазии вводилось… византийскими 
императорами, начиная с Юстиниана I»[1]. А.Д. Айналов также 
отмечает, что «построение Юстинианом Пицундского храма в Абхазии, богатой теперь 
памятниками разного стиля и происхождения, построение и украшение им же города 
Севастополя (нынешнего Сухума) должны считаться за наиболее яркие явления в 
истории сношений Кавказа с Византией»[2].  
     
    Храм VI века Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра (2001 г.). Очевидно, что определённым образом на процессе сказалось и неравномерное 
расположение традиционных Аныха, с которыми христианские храмы чаще всего 
образуют единые культовые комплексы, их преобладание в Северо-Западной части 
Абхазии по сравнению с Южной: около двадцати против пяти-шести. По мнению Ш.Д. 
Инал-ипа, это может объясняться «и большим влиянием на юге страны христианской 
культуры…, и сравнительно более редким её населением, затерявшимся в дремучих 
лесах, и сменой населения, в результате которой местные обычаи, обряды и 
верования были преданы забвению, а, может быть, и тем, что здесь просто от 
времени, естественно, выветрились воспоминания о древних культах, тогда как 
божества другого района имеют более позднее происхождение и поэтому больше 
сохранилось сведений о них»[3].  
     
    Культовый комплекс в сел. Цандрыпш Гагрского района (2001 г.). Следует заметить, что важные для нашего исследования факты комплексного, в 
непосредственной близости друг от друга, расположения традиционных и 
христианских культовых мест не всегда носят столь очевидный характер, как, к 
примеру, в комплексах сел. Лдзаа (Гагрский р-н), сел. Лыхны (Гудаутский р-н) или 
сел. Илор (Очамчырский р-н) – именно поэтому мы не стали включать в работу 
подробное описание таких значительных раннехристианских памятников, как 
Цандрыпшский и Гагрский храмы. На наш взгляд, это положение объясняется рядом 
факторов: недостаточная изученность ряда традиционных  [75] культовых мест и 
сооружений; исчезновение памяти о старых местах отправления традиционного 
культа, часто связанное с миграцией (сегодня в этих регионах проживает в 
основном неабхазское население); широта распространения сакрального влияния 
наиболее почитаемых Аныха. Следует ожидать, что последующие исследования 
дохристианской культуры Абхазии сумеют восполнить этот пробел.  Примечания [1] Бларамберг И. Историческое, топографическое, 
статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. М.: Изд. Надыршин 
А.Г., 2005. С. 77. [2] Айналов Д.В. Кавказ и его древности. Харьков, 
1902. C. 10. [3] Инал-ипа Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории 
абхазов. Сухуми: Алашара, 1976. С. 304. 
    Вернуться к оглавлению Р.М. Барцыц. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и   
современной обрядовой практике. Монография. Москва. 2009.  
   |