|
|
О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
ИСТОРИЯ АБХАЗИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

Введение
Происхождение абхазского народ
Происхождение абхазов и их место среди других народов мира давно интересует
исследователей. Письменных источников, из которых они черпают свои знания, не
так уж много. Да и археология без наличия соответствующих письменных данных не
может нарисовать правдивую картину происхождения народа. Ещё больше сужены
возможности этнологии и антропологии. Специалисты считают, что язык является
своеобразной неписаной летописью многовековой памяти народа. Она несёт в себе
информацию о хозяйственной деятельности, укладе жизни далёких предков, об их
связях с другими народами и много иных интересных сведений. Всё это помогает
разобраться в языковом калейдоскопе народов Кавказа, который, в силу горного
ландшафта, играл консервирующую роль в отличие от раздольных степей. Поэтому
Кавказ един в своей многоликости и многолик в своём единстве, что всегда
необходимо учитывать. Признано – абхазский язык является одним из древнейших
языков мира. Он вместе с другими близкродственными языками (абазинский, убыхский,
адыгейский, черкесский, кабардинский) образует западнокавказскую
(абхазо-адыгскую) языковую группу, насчитывающую сегодня несколько миллионов
человек.
Абхазо-адыгская группа языков по своему происхождению родственна
восточнокавказским языкам (вайнахский и дагестанский). Обе эти группы образуют
единую кавказскую семью языков.
Исследователи абхазского языка отмечают, что он для посторонних – самый
трудный. Ещё до недавнего времени в охотничьей среде у абхазо-адыгов существовал
особый «лесной» или «охотничий» язык.
Родство с хаттами. Распад абхазо-адыгского праязыка на три основные ветви (абхазы-адыги-убыхи)
начался, как считается, примерно 5 тыс. лет назад. В современной науке широкое
признание получила гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с хаттским,
носители которого обитали в Малой Азии (на территории современной Турции). На
непосредственные связи древнего населения Западного Кавказа с Малой и
Передней Азией, с цивилизациями Древнего Востока указывают знаменитые
памятники Майкопской (до второй половины III тыс. до н.э.) и мегалитической
(дольмены, кромлехи – вторая половина III тыс. до н.э.) археологических культур.
О традиционных связях абхазо-адыгов с древневосточными цивилизациями
могут свидетельствовать и известные «Майкопская», «Эшерская»
эпиграфические надписи. Знаки этих текстов обнаруживают определённое сходство
как с письменами, найденными в Библе (ХIII в. до н.э.), в Финикии, так и со
знаками хеттской иероглифической письменности (II–I тыс. до н. э.).
Народ, говоривший на праязыке абхазо-адыгов, занимался земледелием, разводил
скот, изготавливал различные ремесленные изделия, обрабатывал металлы. Это
подтверждают археологические материалы из Абхазии. Существует мнение, что хатты
являлись изобретателями металлургии железа и что их название железа попало во
многие языки мира (от него, в частности, происходит и русское слово «железо»). В
пользу того, что носители праязыка жили примерно в тех же условиях, в которых
обитают нынешние абхазо-адыги и сформировались в пределах западнокавказской
территории, говорят такие слова, как: «море», «берег», «рыба», «гора
(лесистая)», «лес (лиственный)», «лес (хвойный)», «пихта», «бук», «кизил»,
«каштан» и т.д. О том же говорят и топонимические названия. Например, названия
рек, включающие в себя элемент «псы» – вода, река (Арипса, Супса, Акампсис,
Апсар, Лагумпса), а также слова с названием «куа» – «овраг», «балка», «речка» и
др. А данные археологии Абхазии свидетельствуют о преемственности местных
культур во времени и пространстве до и после упоминания древнеабхазских племён
в античных письменных источниках в первых веках нашей эры.
Экологическая ниша и этногенез древних абхазов. В происхождении народов
следует учитывать и роль природных условий (особенностей), т.е. географическую
среду. Для истории абхазо-адыгов очень важны были консервирующие и
дифференцирующие процессы, которые происходили в западнокавказских ущельях и
горных проходах.
Языковые распады обычно происходят во время перемещения части носителей
праязыка в иную географически изолированную (горами, реками) область – так
называемую экологическую нишу.
Существует мнение, что прародиной абхазо-адыгов была Колхидская
экологическая ниша и прилегающие к ней северо-восточные области Малой Азии, где
во втором – начале первого тысячелетий до н. э. проживали родственные
абхазо-адыгам кашки-абешла (говорили, скорее всего, на хаттском языке). Тогда
же, возможно, и произошло перемещение по побережью через
восточнопричерноморский коридор (меото-колхидская дорога) и через перевалы
прямых языковых предков адыгов на северные склоны Западного Кавказа. Предки
зихов-убыхов при этом заняли нишу между Гагрским хребтом и Туапсе, связанную с
соседними территориями трудносезонными тропами. Праабхазские же племена как
первичная часть общности продолжали обитать в Колхиде, где их в лице апсилов,
абасгов и санигов и застали античные авторы. Специалисты считают, что культурные
продвижения из Колхиды по Черноморскому побережью в Восточное Закавказье и на
северные склоны Центрального Кавказа достигают пика в IX–VIII вв. до н. э. Это
время совпадает с периодом расцвета «колхидско-кобанской металлургической
провинции». Что же касается древнекартвельских племен: карду-карты, кулха-колхи,
луша-лазы и т.д., то они, существует мнение, ещё до начала I тыс. до н. э.
проживали в северо-восточных областях Малой Азии. И лишь потом эти племена
продвинулись через ущелье р. Чорохи по побережью или по ущелью р. Кура в
Колхидскую экологическую нишу. На историческую правдоподобность такого варианта
может указывать первичность в Закавказье до начала I тыс. до н. э.
прасеверокавказского «хуррито-урартского» элемента, родственного
восточнокавказским языкам (нахско-дагестанским).
Говоря о происхождении абхазского народа, важно всегда помнить, что с
момента заселения Западного Кавказа человеком здесь традиционно преобладали
южные влияния – со стороны Малой Азии. Оттуда в глубокой древности и
продвигались в западнокавказские долины носители абхазо-адыгского праязыка.
Считаясь с географическим фактором и многим другим, не следует забывать и то,
что ни один народ не может развиваться самостоятельно, без взаимодействия с
другими, соседними народами. Абхазы в этом отношении не исключение.
Мост между Европой и Азией. Заселенная абхазами территория всегда служила
своеобразным мостом между Северным Кавказом и побережьем Чёрного моря. Второе
направление связей определяло море, вдоль берегов которого двигались корабли в
сторону Малой Азии и Крыма. В этой связи можно вспомнить такие приморские
цивилизации, как, например: Греция, Рим, Византия, Генуя, с которыми древние
предки абхазов также были в теснейшем контакте (кстати, в с. Тамыш была найдена
глиняная модель лодки в слое VIII в. до н. э.). Немаловажную роль играло и то,
что основание треугольника пространства, занятого абхазами, было открыто
воздействиям с юго-востока, откуда вела подгорная «Абхазская дорога», которой
пользовались купцы и завоеватели. Возможно, в позднем средневековье этот путь
был защищён Великой Абхазской (Келасурской) стеной, о чём могут говорить её
конфигурация, архитектурные особенности самих башен и куртин (крепостная стена
между башнями), а также сопутствующий археологический материал.
Гениохийский союз племён и его составляющие. Население Абхазии и сопредельных
регионов, как свидетельствуют античные письменные источники, представляло собой
в I тыс. до н. э. довольно мощный и в то же время пёстрый союз гениохийских
племён. Тем не менее, они были близки между собой в языковом и культурном
отношении. По крайней мере, античные города Диоскуриада (совр. Сухум) и Фасис (совр.
г. Поти) находились на земле гениохов.
В первых веках нашей эры гениохийский союз распался на более мелкие
древнеабхазские племена: санигов, абасгов, апсилов (последние дали абхазам
самоназвание апс-уа). В VI в. н. э. из апсилов выделились мисимиане. В это время
этнополитическая граница между древнеабхазскими и древнекартвельскими племенами
(лазами) проходила примерно по р. Ингур. Такою она была и в VII – начале VIII
вв., до образования Абхазского царства. В I–VI вв. все перечисленные
древнеабхазские племенные объединения представляли собой раннеклассовые
государственные образования («княжества» или «царства») – Санигию, Апсилию,
Абасгию и Мисиминию (с VI в.). Они стали основой формирования вначале
Абхазского (Абасгского) княжества, а затем и Абхазского царства (VIII в.).
Этому способствовало сплочение древнеабхазских племён, приведшее к созданию
единой абхазской феодальной народности – общего предка как абхазов, так и абазин
(процесс этот мог начаться ещё в VII в., а может, и чуть раньше, после
официального принятия христианства в Абхазии в 30–50 гг. VI в.). Следует
помнить, что в период «царства абхазов и картлийцев», ещё в конце XII в., при
царском дворе хорошо был известен и пользовался уважением язык предков
современных абхазов (апсаров – апсуа).
Впоследствии предки части современных абазин (тапанта), перейдя через отроги
Главного Кавказского хребта, поселились в опустошённых от монгольского
нашествия долинах Северного Кавказа. Переселение туда другого племени абазин –
ашхарцев, которые именуют себя апсуа, т.е. абхазами, произошло ещё позже.
Поэтому речь ашхарцев, в отличие от тапантцев, менее отличается от абхазской.
Словом, абхазы и абазины говорят фактически на близких диалектах единого
абхазо-абазинского языка.
Таким сегодня можно представить вкратце довольно сложный процесс
происхождения абхазского народа, одного из древнейших народов мира.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней.
М., 2007
|