|
|
О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
ИСТОРИЯ АБХАЗИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ I
Первобытнообщинный строй и раннеклассовые образования на территории Абхазии
§4. НА ПОРОГЕ МЕДНО-БРОНЗОВОГО ВЕКА
С появлением металлургии камень утерял значение главного и единственного
материала для изготовления основных орудий.
Древнейшие в мире металлические вещи найдены во время раскопок поселения
Чатал-Хююк VII–VI тыс. до н. э. (современная Турция). Эпоха, когда появились
изделия из меди, именуется энеолитом (медно-каменный век). Последующий этап
назван бронзовым веком (бронза – та же медь, но с примесью, как было, например,
в Абхазии, мышьяка, а позднее – олова). Словом, энеолит – это фактически заря
медно-бронзового века, т. е. порог цветной металлургии. Для Абхазии данный
период истории, скорее всего, соответствует IV тыс. до н. э.
Четыре этапа в развитии цветной металлургии. На первом этапе использовали
самородную медь, которую принимали за разновидность камня и по привычке
обрабатывали обивкой. В результате возникла холодная ковка (наклёп), а вскоре
узнали и преимущества ковки по горячему металлу. Самородная медь красива на вид
и потому из неё вначале делали украшения. Можно вспомнить малахит, который ныне
считается полудрагоценным камнем. Ко второму этапу цветной металлургии,
плавлению меди, возможно, привёл случай, когда изделие из неё случайно попало в
огонь, расплавилось и при остывании приняло иную форму. Как бы то ни было,
плавление самородной меди и отливка из неё простых изделий в открытых
(односторонних) формах составляют содержание второго этапа. Он подготовил третий
этап, который знаменуется выплавкой меди из руд. Это подлинное начало
металлургии. Открытие выплавок произошло в V тыс. до н. э. Тогда же впервые
осваивается литьё в разъёмных двухсторонних формах. Четвёртый этап соответствует
той новой эпохе, которую принято называть бронзовым веком в узком смысле слова.
На этом этапе появляется бронза, т.е. сплавы на медной основе.
Башкапсарские медные рудники. Древние медные рудники находят редко, но они
всё же известны абхазским археологам и насколько возможно изучены. Так,
Башкапсарские медные рудники в верховьях р. Бзыбь (2200 м. над уровнем моря)
функционировали на территории Абхазии, предположительно, с III тыс. до н. э. до
VIII в. до н. э. Археологами выявлены здесь 13 объектов, среди которых выработки
открытого типа, вертикальные шахты и горизонтальные многоярусные штольни с
боковыми камерами. Древнеабхазские рудокопы из Башкапсары применяли огневой
способ добычи руды. Они нагревали на кострах породу, которую затем поливали
холодной водой. В результате в ней появлялись трещины, и тогда легко было
откалывать каменными молотами куски породы. На Башкапсаре было найдено около 50
таких каменных молотов, ими дробили руду, а затем растирали в особых каменных
ступах. Помимо этих орудий, местные рудокопы имели при себе кожаные мешки, куда
складывали руду. Труд их был очень тяжёлым и опасным для жизни.
Литейные формы топоров и других изделий найдены в различных пунктах Абхазии –
Мачара, Тамыш, Кистрик, Таглан и другие, что говорит о местном происхождении
самих вещей. Нередки находки и тиглей, с помощью которых расплавленный металл
разливался по литейным формам.
Преимущество медных орудий над каменными. Первоначально медные орудия
копировали каменные. До недавнего времени считалось, что мягкая медь не
выдерживала соперничества с кремнем. Этим и объяснялась малая распространённость
медных орудий. На самом деле, их лезвие в работе быстро тупится, но каменное
крошится. Каменное орудие приходилось заменять, а медное можно было вновь
наточить. Поэтому медные орудия были намного практичней каменных. Малая
распространенность медных орудий теперь объясняется редкостью самого металла и
высокой стоимостью меди. Победу в борьбе одерживал тот, у кого оружие было
металлическим.
Медь выплавляли в специальных печах (медеплавильная печь на Сухумской горе)
при температуре не менее 1084 С0, а бронза – 700–900 С0, которая достигалась во
время горения древесного угля с помощью дутья – как естественного (ветер в
ущелье – более древний способ), так и искусственного (с помощью мехов – более
совершенный способ). Без этого изобретения в дальнейшем была бы невозможна
металлургия железа.
Наиболее яркие памятники III тыс. до н.э. – стоянки земледельцев с тысячами
мотыжек так называемого «сочи-адлерского» и «сухумского» типов, выявленных в
Абхазии. Помимо мотыг, жители этих посёлков изготовляли кремневые наконечники
стрел и дротиков, вкладыши для серпов, костяные проколки, иглы и другие
предметы. Сегментовидные каменные мотыжки и иные изделия имеют поразительно
сходные аналогии в ряде переднеазиатских памятников (Хасунна, Сиалк, Джови,
Сузы, Джемдет-Наср др.). В Абхазии они бытуют чуть ли не до раннего железного
века.
Материальная и духовная культура населения Абхазии этого времени пока изучена
недостаточно. Считается, что данная культура развивалась в тесном взаимодействии
с майкопской и куро-аракской археологическими культурами, носители которых
размещались на Северо-Западном Кавказе и в Восточном Закавказье. В этом
отношении особенно интересны, например, поселения в Гуандре, Новом Афоне (Апсар)
и стоянки в окрестностях Цебельды (Абгыдзра и Джампал–I), где найдены
круглодонная керамическая посуда с лощёной поверхностью, петлевидные ручки,
глиняные ситечки, асимметричные кремневые наконечники стрел и др. Материалы
сближают культуру тогдашних земледельцев горных долин Абхазии с майкопской
культурой, которая испытывала сильное ближневосточное влияние.
В это время абсолютно преобладали ещё каменные изделия. Даже браслеты
делались из полированного камня. Но порой встречаются и изделия из меди:
украшения, топоры и наконечники копий (Сухум, Атара).
Открытие металла оказалось не только фактором, определяющим развитие и
распространение металлургии, но и повлекло к другим изменениям в хозяйственной и
социальной жизни общества. К этому времени относится одно из гениальных
изобретений человечества – колесо, которое появилось в различных областях почти
одновременно. Оно способствовало передвижению на большие расстояния.
Получает развитие скотоводство. Повсеместно происходит одомашнивание всех
основных видов скота: коровы, овцы, свиньи, лошади, козы. Культ козла у абхазов,
очевидно, появился в эту же эпоху. Он занимал очень важное место в древнейших
религиозных представлениях абхазов.
Общественный строй по-прежнему оставался матриархальным. Широкой
популярностью продолжал пользоваться культ матери-прародительницы, с которой
связаны характерные женские статуэтки (Отхарская «мадонна»).
Прогресс в скотоводстве постепенно начинает выдвигать на первый план
«кроткого» пастуха. Эпоха матриархата находилась в преддверии своего заката. Но
эта последовательность не всегда была закономерной, ибо в некоторых обществах,
например, у сарматов, поздний матриархат и патриархат могли развиваться
параллельно и представлять две формы распада первобытнообщинных отношений.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней.
М., 2007
|