|
|
О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
ИСТОРИЯ АБХАЗИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ I
Первобытнообщинный строй и раннеклассовые образования на территории Абхазии
§8. СКИФЫ И ДРЕВНИЕ АБХАЗЫ
Когда знаменитый кузнец Айнар закаливал героя нартов Сасрыкву в «кипящей
стали», в это время в Северном Причерноморье появились воинственные конные
дружины скифов. Они перекочевали туда из-за Уральских (тогда Репейских) гор и
покорили проживавших там родственных им киммерийцев (существует даже мнение и об
абхазо-адыгской этнической принадлежности киммерийцев).
Кавказо-скифская дорога. «Скифский звон мечей и пение стрел» слышали многие
племена и народы Евразии. В этом как бы проявлялась двуликость скифского мира
между Востоком и Западом. Скифы появились на исторической арене тогда, когда
произошли два важнейших события в жизни общества: начало «железного века» и
возникновение кочевого скотоводства. Они хорошо освоили оружейное дело и даже
диктовали моду в нем, а в искусстве оставили свой неповторимый «звериный стиль»
(большое внимание при этом уделялось глазам, лапам, когтям, ногам, ушам). Это
были люди среднего роста и крепкого телосложения. Их одежду дополнял войлочный
башлык. По языку они принадлежали к североиранцам. Из ныне существующих народов
ближе всех к ним стоят осетины, потомки сармато-аланов. Своей приверженностью к
военным походам они напоминали нартов из героического эпоса народов Кавказа.
Скифы также участвовали в его создании. Всё это позволило им сделать Кавказ
своим форпостом и тылом в переднеазиатских походах, и он образно был назван
«скифской дорогой». Один из кавказских путей проходил по «меото-колхидской
дороге», включая Черноморское побережье Абхазии. Тогда скифы это море назвали «Ахшайна»
– тёмно-синим, а греки потом – Понт Эвксинским – гостеприимным. В этих походах
участвовали и древнеабхазские племена, гениохи. Господству скифов в Передней
Азии положил конец мидийский царь Киаксар. Он заманил их предводителей на пир и
там перебил. После 585 г. до н. э. скифам пришлось уйти туда, откуда пришли, в
Северное Причерноморье. Там они создали своё царство. Часть из них возвращалась
по той же, «меото-колхидской дороге» через Абхазию. Вот почему некоторые, более
поздние, античные авторы даже считали, что в древности скифское племя жило на
этой территории, ошибочно причисляя к нему апсилов. Они и Колхиду потому
называли «скифской страной», пересказывая применительно к скифам рассказ «отца
истории» Геродота об обработке льна колхами по египетскому образцу.
Скифские вещи в Абхазии. Археологи Абхазии находят много скифских вещей. Они
покоятся в основном в местных могильниках. Причем эти материалы не разбросаны
по всем погребениям, а обычно сосредоточены в нескольких. Такая картина,
например, наблюдалась и в селе Куланырхуа Гудаутского района, где вместе с
девятью местными колхидскими захоронениями располагались три скифских. Скифы не
были обременены семьями во время своих походов, поэтому воспринимали образ
жизни того населения, в среде которого они оказывались. Найденные вещи были в
основном предметами вооружения, конского убора и «звериного стиля». Это прежде
всего двух- и трехлопастные бронзовые и железные наконечники стрел. Особенно
опасным был шипастый наконечник. Он являлся своеобразным предшественником
разрывной пули и был рассчитан на тяжеёлое ранение. Эти стрелы невозможно вынуть
из раны, а медная окись рано или поздно приводила к смерти даже при лёгком
ранении. На Сухумской горе, Гуадиху, в Мархяуле и в других местах Абхазии
найдены короткие скифские мечи – акинаки. У скифов подобный меч был символом
бога войны Ареса. Ему ежегодно приносили на святилище в жертву мелкий рогатый
скот, лошадей и пленных врагов, причем одного мужа из каждой сотни. Их кровью
окроплялось лезвие акинака. Древнеабхазские мастера-оружейники отковывали такие
же по форме мечи, но затем их закаляли. Скифские кузнецы у себя на родине этого
не делали. Подобное различие удалось определить только с помощью
металлографического анализа.
Скифы и древние абхазы во время битвы с врагами также использовали боевые
железные топоры-молоточки и секировидные топоры. Законодателями моды на данное
оружие были местные мастера. Хотя большая часть топоров-секирок и не
подвергалась закалке, они тем не менее являли собой дальнейшее продолжение
колхидских форм.
В Абхазии нередко находят в местных погребениях V в. до н. э. очень
интересные бронзовые бляшки в виде скачущего мифического оленя-солнца в скифском
«зверином стиле».
Культ коня. Конь скифа, как и древнего абхаза, всегда был рядом, даже в мире
ином. Скифские лошади, наподобие абхазских, невелики ростом, выносливы и
неприхотливы. Обряд захоронения коней, возможно, был привнесен в Абхазию
скифами. Он прослеживается здесь в течение целого тысячелетия (до принятия
христианства), став традиционным. Этот обряд представляет собой полные или
частичные (одни головы) конские захоронения с уздечными наборами (удила, псалии),
масками, нащечниками, налобниками с изображением фантастических животных,
исполненных в переднеазиатском стиле. В захоронениях рядовых всадников кости
коня зачастую отсутствуют, но в таких случаях в погребение клали обычный конский
убор. Наличие лёгкого вооружения и коня позволяли воинам использовать в
сражениях тактику внезапных молниеносных налётов. Эта тактика хорошо себя
оправдывала.
Общие черты. На некоторых скифских каменных изваяниях (стелы) встречается
изображение и точильных камней, оселков. По форме они продолговаты с
просверленным отверстием в верхней части для подвешивания к поясу. Оселки –
частая находка в древнеабхазских захоронениях. Мало того, у абхазов до наших
дней сохранилась нерушимая клятва «уашхуа макьапсыс», где «макьапсыс» означает
маленький, мягкий точильный камень. Эту клятву, как и древние нарты, абхазы
произносили и при встрече с водяной девой Дзызлан. А у родственных абхазо-адыгам
хаттов точильный камень связывался с богом грозы и неба. Оттуда и идут его
корни.
Важными предметами в жизни скифов были большие котлы, где варилось жертвенное
мясо. Дело в том, что и у абхазов большим котлам придавалось особое значение.
Так, по окончании моления, связанного с культом Афы (божество молнии), только
котёл, где варилось мясо, можно было забрать с собой – всё остальное оставлялось
на месте исполнения обряда.
У скифов и у древних абхазов было особое отношение и к бычьей шкуре. Сесть на
неё означало у скифов просьбу о помощи. А древние абхазы ещё раньше заворачивали
в необработанную бычью шкуру своих покойников, прежде чем привесить их на
деревья, чтобы потом, через некоторое время, вторично захоронить останки в
дольмене или в большой керамической урне. Бычья шкура фигурирует и в нартских
сказаниях. Она помогла завернувшимся в неё героям взять вражескую крепость.
Предки абхазов не гадали, как скифы, на ивовых палочках, но ореховой (фундуковой)
– придавали особое значение. Если человек приходил к знахарю с этой палочкой, то
тот без разговора знал, что кого-то укусила змея. Знахарь ореховую палочку
оставлял себе, а заговорённый стакан с водой заставлял пришедшего выпить. Через
него заговор как бы передавался укушенному и помогал ему. Или же раз в году, в
первый день масленицы, на всю семью готовили ритуальные вареники – «ахуаж». В
один из них клали небольшую палочку. Тот, кому она попадалась, считался
счастливым от всей семьи. В абхазских нартских сказаниях о Патразе видится
отголосок одного скифского обычая, связанного, как и у осетин, со знаменитой
«чашей героев». Её мог выпить только тот, кто совершил великие подвиги и
правдиво рассказал о них. В абхазской версии от правдивого рассказа Патраза
закипел котёл с мясом, и оно стало вариться. Этого не произошло после рассказов
Сасрыквы и Цыцвы, других героев нартского эпоса абхазов.
Отношение к вину. В отличие от древних абхазов скифы изначально не выращивали
винограда и не делали вина. Но этому научились, скорее всего, во время
переднеазиатских походов. Причем они пили вино «по-скифски», не разбавленным,
чем вызывали пренебрежение греков (греки разбавляли вино как простой, так и
морской водой). Но скифы знали, что «виноградная лоза приносит три кисти: первую
– удовольствия, вторую – опьянения, третью – отвращения». По крайней мере, так
считал их мудрейший философ Анахарсис.
Итак, между скифами и древними абхазами в VII–VI вв. до н. э. существовали
тесные связи, оставившие определённый след в истории страны. Мало того, часть
скифов могла осесть в Абхазии во время своих переднеазиатских походов, а затем
раствориться в местной этнической среде, как это с ними случилось потом, но уже
на их «родине» в Северном Причерноморье, когда туда пришли сарматы, аланы и
готы. А история древних абхазов тем временем продолжилась.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней.
М., 2007
|