|  | О. Х. Бгажба, С. З. ЛакобаИСТОРИЯ АБХАЗИИС ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
     РАЗДЕЛ IПервобытнообщинный строй и раннеклассовые образования на территории Абхазии§16. САНИГИСаниги. Саниги – древнеабхазские племена, которых обычно рассматривают как 
вариант «гениохи». Впервые они упоминаются в I в. до н. э. Мемноном, писавшем, что ставленник 
Митридата VI Евпатора Клеохар бежал из Синопы в 70-х  годах I в. до н. э. к 
«санегам». В непосредственной близости от Себастополиса между апсилами и 
гениохами Плиний Старший помещает «саников» спустя полвека после Страбона, 
локализовавшего в этих местах «соанов», окружавших Диоскуриаду. В 137 г. Флавий 
Арриан отмечал, что «рядом с абасгами – саниги, в земле которых лежит 
Себастополис». В то время ими правил «царь» Спадаг, утверждённый императором 
Адрианом. Территория санигов тогда простиралась на северо-запад до р. Ахеунт (совр. 
Аше, близ Сочи), за которой проживали зилхи (зихи). Если население вокруг 
Диоскуриады, судя по письменным источникам, не менялось с I–III вв. н. э., то 
санеги-саники-соаны-саниги – это одни и те же древнеабхазские племена (гениохи). 
Позднее саниги всегда упоминаются как «племя, жившее в соседстве с абасгами», а 
восточная граница между ними – р. Абаск (скорее всего Хашупсе, а может, Бзыбь). 
По историку VI в. Прокопию, они уже живут за зихами, т. е. создаётся 
впечатление, что между ними к этому времени произошёл обмен территориями. Вместе 
с тем в VI в. была ещё жива память о тех временах, когда саниги занимали более 
обширную область от Себастополиса до Питиунта.  Культура санигов. Материальная культура санигов в начале I тыс. н. э. в 
основном пока изучена вне территории нынешней Абхазии. Так, в местечке Лоо, к 
западу от Сочи, было найдено очень богатое женское захоронение в каменной 
гробнице. При погребённой оказалось несколько серебряных сосудов, свыше 20 
золотых пуговок, нашивок, бусин, подвесок, золотые серьги, футляр для иголки, 
флакон для благовоний, перстень. Здесь же обнаружили стеклянный сосуд с 
греческой поминальной надписью, изготовленный в Александрии Египетской, и 
серебряную застёжку, фибулу (подобные булавки были распространены на 
рассматриваемой территории в III в. н. э.). Большинство золотых изделий из этого 
погребения похожи на продукцию боспорских мастерских начала нашей эры. Они 
представляют смесь античных и сарматских (родственные скифам племена, предки 
аланов) изделий с предметами римско-парфянского круга, обнаруженных на 
территории Колхиды. Интересно само по себе и погребение воина из Мацесты (III в.н. э.). Его 
сопровождали в мир иной железный меч, глиняный кувшин, стеклянный сосуд, 
серебряный кубок с рельефными изображениями, три серебряные монеты из Кесарии 
Каппадокийской периода правления императора Траяна и другие изделия.  Богатое захоронение другого воина найдено на Красной Поляне (не ранее IV в. 
н. э.). При нём находились – железный меч, три наконечника копий, боевой 
железный топор, истлевший деревянный щит с бронзовопозолоченной центральной 
частью – умбоном (подобный умбон найден в Цебельдинской долине, центре Апсилии); 
серебряное блюдо с изображением персидского вельможи, охотившегося на медведей, 
три серебряные монеты с изображением императора Адриана. Блюдо относится к 
наиболее раннему сасанидскому (персидскому) искусству. В однострочной надписи на 
внешней стороне блюда говорится о том, что первоначально оно принадлежало 
Варахрану царю Кермана (262–274 гг.). Эти и другие материалы говорят о широких экономических и культурных связях 
санигов, главным образом, с Римом и Боспором. Поступлению импортных изделий в 
Санигию способствовал старинный перевалочный путь, шедший от побережья через 
Воронцовку, в обход вершины Ахуц на Красной Поляне и далее на Северный Кавказ. 
На Красной Поляне найден также глиняный кувшин, изготовленный в апсилийской 
мастерской IV–V вв., который указывает на реальные связи санигов с апсилами. В 
IV в. на территории Санигии византийцы строят ряд укреплений. Усиливаются и 
контакты местного населения с античным миром. Саниги (садзы) – предки абхазов. На родство абхазов с санигами указывает то 
обстоятельство, что в средневековых источниках саниги помещаются на той же 
территории, на которой впоследствии выступает ближайшее родственное абхазам 
племя садзов. К названию санигов, скорее всего, восходит топоним, расположенный 
на территории, населённой садзами, «Сандрипш». Корнем этого слова является 
«сан», который сохранился в этом названии (Сан-дрипш или Цан-дрипш). На этой 
территории можно встретить названия рек на «та» и «пста»: Мзымта, Хоста, Мацеста 
– Маце-пста (по-абх. «Огненная река»). В раннесредневековую эпоху саниги (садзы), хотя и употребляли в быту своё 
наречие, однако в целом составляли уже этническую ветвь абхазской феодальной 
народности. Именно на садзов грузинские авторы позднего средневековья 
распространяют название «джики», а занимаемую ими территорию называют Джигетией. 
    
     Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. 
М., 2007 
   |