|
|
О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
ИСТОРИЯ АБХАЗИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ II
Абхазия в эпоху феодализма
§2. АБХАЗСКОЕ ЦАРСТВО И ХАЗАРИЯ
Известны свидетельства грузинского литературного памятника 80-х годов VIII в.
«Мученичество Або Тбилели» и летописного свода Грузии (XI в.), говорящие о
тесных контактах (в том числе кровнородственных) между Абхазией и
Хазарией –
этими двумя могущественными раннефеодальными государствами. Мало кто задавался
вопросом: почему имя
Леона II, фактически первого царя Абхазии («апсха»),
отсутствует в списке (диване) абхазских царей, составленном в конце X в. первым
государем «царства абхазов и картлийцев»
Багратом III.
Хазарское родство. Будет не лишним вспомнить о некоторых событиях,
произошедших в то время. В 730 г. умер хазарский каган Хакаср (дедушка Леона
II), и два года правила его мать, Парсбит (прабабушка Леона II) до
совершеннолетия «сына кагана» Барджиля (дядя Леона II), который вместе с Буланом
(«олень»), знатнейшим из дагестанских беков, первым принявшим тогда в Хазарии
иудейскую религию под именем Сабриель, руководил взятием известного арабского
города Ардебиля (нынешний Азербайджан). В это же время (732 г.) византийский
император
Лев
Исавр (717–741 гг.), который в 708–711 гг. находился в Алании,
Абасгии и Апсилии, женил своего сына
Константина
V Копронима, будущего
императора Византии (741–775 гг.), на дочери хазарского кагана Чичак («цветок» –
тетя Леона II). Покрестившись, она приняла имя Ирина, в то же время парадная
одежда при византийском дворе стала называться в её честь «чичакион». Чуть
позже, возможно, также не случайно женой Константина II Абасгского (известны его
вислая печать из Пицунды и эпиграфическая надпись «Абасгиас» из Цандрипшского
храма) стала сестра Чичак. Так отец Леона II стал свояком византийского
императора-тезки. В результате от первой пары родился
Лев Хазар, будущий
император Византии (775–780 гг.), а от другой – Леон II – будущий первый царь
Абхазии (786–806 гг.). С абсолютной точностью трудно установить год рождения
двоюродных братьев, тоже тёзок. Скорее всего, Лев Хазар был старше Леона II.
В 737 г. Мерван ибн Мухаммед, известный арабский полководец, а затем халиф,
после захвата большей части Закавказья двинулся на Хазарию с двух сторон: через
Чору (Дербентские ворота) и Дарьял. Он нанёс хазарам сокрушительное поражение,
заставив кагана временно исповедовать ислам. Но на «Абхазской дороге» у стен
Анакопийской крепости в 738 г. Мерван был остановлен.
В честь этой победы, как вам уже известно, Лев Исавр подтвердил правителю
Абасгии Леону I потомственное право на владение страной, хотя тот не являлся
сыном предыдущего правителя Константина II, а лишь был его младшим братом.
После женитьбы на Гурандухт и смерти Арчила к Леону I отошли обширные земли,
включавшие в себя Абасгию, Апсилию, Мисиминию и всю Лазику. Северная граница его
территории за Кавказским хребтом соприкасалась с Хазарией.
В гуще событий. После смерти Льва Хазара (780 г.) ситуация в Византии резко
меняется – началась борьба за престол между его вдовой и другими претендентами,
ослабившая империю. В то же время в Закавказье (Грузия, Армения, Албания) зрело
недовольство арабским засильем. Что касается Хазарии, то она настолько
оправилась от нанесённого ей Мерваном поражения, что сама стала активно
вмешиваться в кавказские дела. Нет ничего удивительного, что на исторической
арене в нужный момент появился Леон II, ближайший родственник хазар на самом
высоком уровне. С помощью их он произвёл подобие дворцового переворота
(возможно, после смерти Леона I). Геополитически Абхазское царство как
независимое государство уже созрело, чем, естественно, воспользовался Леон II.
Состояние Абхазии в начале правления Леона II хорошо передаётся в грузинском
источнике «Мученичество Або Тбилели», в котором рассказывается о судьбе
арабского юноши, слуги картлийского эрисмтавара Нерсе, казнённого в 786 г. за
переход в христианство. Блаженный Або (Хабиб) с радостью увидел христолюбивую
страну Абхазию с её народом, правителем, епископом и священниками. И только
тесные контакты Леона II Абхазского с хазарской элитой позволили Нерсе
заблаговременно укрыть свою семью в Абхазии, а самому бежать от арабов в
сопровождении 300 всадников к хазарскому кагану за помощью в борьбе с общим
врагом. Покинув Хазарию, Нерсе ещё несколько месяцев прожил в Абхазии, ожидая
результатов переговоров своего племянника Степаноза, которого арабы назначили
эрисмтаваром вместо него. Становится понятным, почему Леон II перенёс к концу
своей жизни столицу Абхазского царства из Анакопии в Кутаис, находившийся в
большей удалённости от границ Византийской империи и наикратчайшем пути в
Хазарию. А на вопрос, поставленный вначале: почему Леон II, фактически первый
царь абхазского раннефеодального государства, не попал в список (диван)
абхазских царей, можно ответить следующим образом. Во-первых, Леон I (дядя Леона
II) был узаконен самим византийским императором на право наследования Абхазией,
а Леон II как бы это проигнорировал. Во-вторых (возможно, основная причина) –
его происхождение. Нельзя исключить, что на формирование личности Леона II
большое влияние оказала мать-хазарка, которая в отличие от своей сестры Чичак
(Ирина), скорее всего, исповедовала либо традиционную языческую, либо
новационную иудейскую религию, которую царь Обадий сделал в начале IX в.
государственной религией Хазарии.
Возможно, поэтому Леон II был менее подвержен христианству, чем его дядя.
Следует также задуматься над символикой древнейшего яруса Х в. дворца в Лыхны,
на северном фасаде которого изображён крест, вписанный в шестиконечную звезду
Давида. Не является ли это репликой синкретизма двух религий в Абхазском
царстве?! В свою очередь, у хазар наблюдалась веротерпимость к христианству.
Говоря о традиционной религии у древних абхазов и хазар, следует отметить их
особое почитание божества грома и молнии (соответственно Афы и Куара),
поклонение деревьям (особенно дубу), нанесение себе увечий при похоронном обряде
и т. д.
Контакты между Абхазским царством и Хазарским каганатом нашли своё отражение
и в археологических материалах, связанных с керамическим (амфоры
салтово-маяцкого облика, стройные кувшины с плоскими ручками, пифосы с
налепленным валиком и т. д.) и железообрабатывающим (наконечники стрел, сабли,
некоторые орудия труда и т. д.) производствами данных стран.
Итак, абхазы и хазары, как видим, создали в своё время могущественные
раннефеодальные государства, которые противостояли арабам и остановили их
продвижение в Европу; одного этого достаточно, чтобы обеспечить этим народам
прочное и достойное место на страницах всемирной истории.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней.
М., 2007
|