|
|
О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
ИСТОРИЯ АБХАЗИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ II
Абхазия в эпоху феодализма
§3. АБХАЗИЯ И АЛАНИЯ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ
«Славные» абасги и апсилы (предки абхазов), «пылкие» аланы (предки осетин)
упоминаются в произведениях античных авторов уже с первых веков нашей эры. Как и
скифы в эпоху переднеазиатских походов, зачастую теми же маршрутами, такими же
воинственными «звонконогими» конными дружинами аланы проникали на территории
крупнейших государств древности.
В 1 тыс. н. э. связи между абхазами и аланами были разной степени
интенсивности, в зависимости от политической ситуации. Особенно зримо они
проявлялись в VI–VII вв. и в VIII–Х вв.
Все события, происшедшие тогда на Кавказе (если смотреть глазами византийцев,
иранцев и арабов), тесно связаны с международной политикой, когда интересы
крупнейших держав мира того времени – Византии, Сасанидского Ирана и Арабского
халифата столкнулись в этом регионе.
Так, в 554 г., как нам уже известно от Агафия, имперский чиновник Соттерих
прибыл в Мисиминию для передачи крепости мисимиан Бухлоон аланам, чтоб не возить
им каждый год на Северный Кавказ денежную плату за охрану перевальных
ответвлений Великого шёлкового пути. В результате, вспомним, миссия Соттериха
закончилась трагически: обиженные мисимиане убили его вместе с сыновьями и
забрали деньги, предназначенные аланам, за что были жестоко наказаны
византийцами. А крепость Бухлоон всё равно перешла к аланам.
Вождь алан Сародий. В 568 г. имперский дипломат Зимарх, возвращаясь из
Средней Азии в Византию, достиг центра Алании (район совр. Минвод). В это время,
как уже говорилось, вождём западных аланов был Сародий (Саерой – по-осетински
«головастый»), который контролировал все перевальные пути в Абхазию. Сародий
принял Зимарха и его сопровождение после того, как они разоружились, и
посоветовал им из-за персидской засады идти не Мисимианским (более прямым)
путём, а западным, Даринским путем (Дар – по-осетински «ворота») через Апсилию.
В 60-х годах VII в., согласно «Житию святого Максима Исповедника»,
мисимийская крепость Бухлоон (Буколус) продолжала принадлежать аланам.
В 571 г. абасги и аланы помогали восставшим против персов армянам.
Приключения
Льва Исавра в Алании и Абхазии. В 707 г., как сообщал
византийский летописец Феофан, император Юстиниан II послал спафария Льва
Исавра, будущего своего преемника, заподозренного в честолюбивых замыслах, в
Аланию с деньгами, чтобы «возбудить аланов против Авазгии, Лазики и Иверии».
Юстинианом руководило стремление не только избавиться от Льва Исавра, но и
побудить аланов вторгнуться в Закавказье, где хозяйничали арабы, с которыми
воевали византийцы.
Лев Исавр, прибыв в Лазику, спрятал для большей безопасности деньги в Фасисе,
а затем через Апсилию попал в Аланию. Юстиниан, чтобы погубить своего посланца,
приказал вывезти деньги из Фасиса. Аланы же приняли Льва Исавра с большими
почестями и, поверив его словам, «вторглись в Авазгию и многих пленили».
Правитель абасгов (Константин II) дал знать вождю аланов Итаксису (Итаз –
по-осетински «вдовец»), что «Юстиниан не нашёл другого такого обманщика, как
этого человека, которого бы мог послать, чтобы возбудить нас против вас, наших
соседей. Он обманул вас и обещанием денег, ибо Юстиниан, приславши, взял их. Но
выдайте его нам, а мы дадим вам за него три тысячи монет и старинная дружба
между нами да не разрушится». На это аланы сказали, что они послушались советов
Льва Исавра не из-за денег, но из любви к Юстиниану. В ответ на это абасги
удвоили сумму. Аланы согласились взять шесть тысяч монет и выдать Льва Исавра,
но заранее его предупредили. Абасги прислали своих представителей «с великим
количеством золота». После их прибытия аланы заявили Льву: «Эти люди, как мы уже
говорили тебе, пришли взять тебя, и ты пойдёшь в Авазгию; мы имеем с ними
сообщение, и наши купцы всегда ходят туда. Впрочем, чтобы намерение наше не
подверглось какому-либо нареканию, мы передадим тебя только по видимому; но,
когда они двинутся в путь, мы подойдём тайно сзади, их убьём, тебя скроем, пока
войско наше внезапно соберется в земле их». Так и произошло. Абасги связали Льва
Исавра с его людьми и ушли. Аланы настигли их сзади и перебили, а Льва
освободили и скрыли на некоторое время в укромном месте. Вслед за этим аланы
внезапно вторглись в «авасгские клисуры»: многих взяли в плен, а страну
опустошили. Юстиниан, узнав, что и без денег его намерения были осуществлены,
дал знать абасгам, что в случае сохранения целым и невредимым спафария и
передачи последнего византийцам он простит им все их ошибки. Абасги радостно
встретили это известие и вновь предложили аланам передать им спафария, чтобы
отправить его к Юстиниану, обещая взамен отдать им в заложники своих детей. Лев
Исавр, видимо, не доверял обещаниям абасгов и на некоторое время остался у
аланов. В мае 711 г. он с 50 аланами с севера пересёк на «круглых лыжах»
заснеженный перевал (Марух или Клухор) и в районе границы Алании и Апсилии
встретил 200 византийских солдат, которые скрывались здесь от арабов. Лев
объединил их со своими спутниками и осадил Железную крепость Сидерон (скорее
всего Тцибил), комендантом которой был Фарсман, состоявший на службе у арабов.
Узнав об этом, «первейший среди апсилов» патрикий Марин (отец блаженного
Евстафия) привёл к крепости 300 воинов-апсилов и предложил Льву Исавру свои
услуги. Фарсман, увидев это, выразил согласие служить Империи, но впустил
внутрь крепости лишь 30 солдат с Львом Исавром. Когда ворота открылись,
последний, нарушив клятву, ворвался в крепость со всем войском и три дня
занимался её разрушением. Затем Лев Исавр направился с Марином в его резиденцию
Рогаторию (крепость Шьапкы в районе Цебельды), где «с великими почестями был
принят апсилийцами», которые проводили его в Себастополис и посадили на
корабль, затем отбывший в Константинополь, где его ждали большие дела, связанные
с борьбой за престол императора Византии.
В 738 г., во время неудавшейся осады арабами Анакопийской крепости, дружеские
взаимоотношения абасгов с аланами, скорее всего, вновь наладились, ибо
правитель Абасгии Леон I, находясь в крепости Собга, просил тогда у них о
помощи.
Абхазо-аланские связи. Как бы в подтверждение абхазо-аланских связей Цебельдинской экспедицией найдено до десятка аланских лощёных кружек VI в. на
территории исторической Апсилии. Эти и другие более ранние находки, например:
железные мечи с кольцевидным навершием, трёхлопастные наконечники стрел, с одной
стороны, могут свидетельствовать о наличии сармато-аланов в составе апсилийских
и римско-византийских подразделений в Колхиде, с другой – о наличии других
связей (торговых, брачных). В свою очередь на территории исторической Алании в
синхронное время употреблялись апсилийские кувшины с чашечковидным венчиком.
Существует даже гипотеза об участии северокавказцев (сираков-аланов) в
этногенезе носителей цебельдинской культуры. В этой связи этноним «апсил»
этимологически увязывается с понятием конь «асп» («апс») в североиранских
языках. В таком случае была возможна инфильтрация сармато-аланских племён с
Северного Кавказа (особенно в послемитридатовскую эпоху) и слияние их (или же
их части) с аристократическими патронимиями древнеабхазского общества.
Благодаря абхазо-аланским связям христианство, по крайней мере в VI – начале
VIII вв., было знакомо аланам с чисто внешней стороны. Его раннему проникновению
в Аланию мешало хазарское влияние. И лишь 912 г., судя по 29 письму
константинопольского патриарха Николая Мистика, можно считать началом активной
христианской пропаганды в Алании, которой способствовали абхазские цари. Так,
в письме от 920 г. патриарх хвалит Константина III Абхазского за ревность в
деле просвещения князя Алании и тех, «которые вместе с ним удостоились святого
крещения», а также благодарит за гостеприимство, помощь, оказанную
архиепископу-миссионеру. Не исключено, что из Абхазии в Аланию направлялись
свои зодчие и мастера, возглавлявшие сооружение таких замечательных храмов, как
Северный Зеленчукский, Шоанинский и др. Поэтому не удивительна общность
исходного строительного модуля этих храмов с крестовокупольными трёхабсидными
церквями Абхазии в Лыхны, Пицунде, Новом Афоне, на р. Бзыбь. Истоки
абхазо-аланских христианских памятников этого круга, как считают беспристрастные
исследователи, следует искать не в грузинской школе архитектуры, а в восточной
(малоазийской) школе византийского зодчества. Необходимо также подчеркнуть, что
архитектурные памятники Абхазии и Алании Х в. не стоят изолированно, а
представляют закономерный результат предшествовавшего развития на территории
Абхазии в ранневизантийское время (VI–VIII вв.).
После 932 г., через некоторое время, возможно, произошло объединение
себастопольского и аланского архиепископств, и за горными районами севернее
Абхазии в письменных источниках закрепилось название Алании, такого же мощного
раннефеодального государства, каким было Абхазское царство.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней.
М., 2007
|