|
|
О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
ИСТОРИЯ АБХАЗИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ II
Абхазия в эпоху феодализма
§8. РОДИНА ДРЕВНИХ АБАЗИН – КАВКАЗСКОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ
Абазины (самоназвание абаза) – ближайший по языку и культуре абхазам народ,
как бы его «alter ego», т.е. «второе я». Последняя перепись насчитала их около
40 тыс. Ныне они проживают компактно на территории Карачаево-Черкесии в
тринадцати абазинских селениях (аулах), причем одно из них называется «Апсуа», и
спорадически в других селениях и городах республики. Язык абазин принадлежит к
абхазо-адыгской (западнокавказской) группе кавказской семьи языков. По
народному преданию, род крупнейших абазинских феодалов Лау (Лоовы) кровно
связан с Ачба. У них были одинаковые тамги в виде круга, а в окрестностях Сочи
даже имеется местечко Лоо (не оттуда ли родом абхазские цари Леониды?).
Религия. Абазин, как и абхазов, постигла трагическая участь махаджирства
(десятки тысяч их, насильственно выселенных, находятся на чужбине). Абазины в
настоящее время исповедуют ислам суннитского толка, а ранее – православное
христианство. Но в их памяти и в литературе сохранились данные народных
верований, которые имели много общего с традиционными верованиями абхазов и
адыгов, т.е. стремление «держаться более древних суеверных поверий». Например,
чудесными свойствами они наделяли в прошлом камни с естественным отверстием и
отдельные деревья. Так, абазины, как и абхазы, почитали ореховое дерево и дуб,
а тополь считался приносящим несчастье. Там, где рос он, умирали мужчины.
Большое место в традиционных верованиях у абазин принадлежало грому и молнии
(ср. у абхазов: Афы). В прошлом убитого молнией не оплакивали. Думали, на него
пала божья кара. У них, как и у абхазов, были покровительница вод и
покровитель лесов («лесной человек»). Встреча с ними считалась
нежелательной. Но их можно было победить хитростью, и только тогда они
становились верными слугами на всю жизнь.
Общие предки. Существует мнение, что апсилы, абасги, саниги, мисимиане и
отчасти зихи были древними общими предками абхазов-абазин. Видимо, поэтому
абазины считали себя «отделившимся коленом абхазов». Их страну они называли
Большой Абхазией, а свою – Малой. Словом, предки абхазов-абазин сохранили
древние этнические термины «апсилы», «абасги», и они одинаковы с их нынешним
оформлением «апсуа-абаза». Что касается санигов, то в средневековых источниках
они фигурируют на той территории, которую занимали ближайшие родственники
абхазов – садзы, говорившие, возможно, на абхазо-абазинском промежуточном
диалекте – асадзипсуа. В 1806 г. они помогли владетелю Абхазии Келешбею в борьбе
против турков.
Возникает вопрос: откуда и когда произошло переселение абазин и их предков
на северный склон Кавказского хребта?
Как известно, в носителях южно-дольменной культуры видят далёких предков
абхазского народа. Дольмены и дольменообразные гробницы на реках Теберда и Кяфар
(Карачаево-Черкесия) вполне могли быть оставлены племенами, проникшими сюда
через перевалы Абхазии ещё в III–II тыс. до н. э. Эти памятники располагаются на
территории, где проживают ныне абазины. Поэтому можно сказать, что какая-то
часть ближайших предков абхазов-абазин продвигалась ещё в то время с юга на
север.
Этнокультурная общность предков абхазов-абазин, возможно, прослеживается и в
более поздних погребальных памятниках I тыс. до н. э. – I тыс. н. э., связанных
с обрядом трупосожжения и материалами колхидско-кобанского облика. Этот обряд
встречается наряду с обычными захоронениями (трупоположение). Археологически
здесь имеет место удачное совпадение ареалов распространения абхазо-адыгских
языков с ареалом «колхидско-кобанской металлургической провинции» в период её
расцвета (VIII–VII вв. до н. э.) от Новороссийска до Орду (Турция).
Еще позднее, в первой половине I тыс. н. э., трупосожжение наблюдается не
только в Абхазии (Цебельда), но и на восточном берегу Чёрного моря, отчасти в
Закубанье. С принятием христианства, обряд, связанный с кремационными
погребениями, был утрачен.
«Обезы» русских летописей. В разноязычных средневековых источниках
абхазы-абазины встречаются в форме «абасги», «обезы», «абаза». Так, в русских
летописях сообщалось об «обезах», «авхаза», «обез», от которых несколько
королевских дочерей «браны в замужество за великих князей». Например, Изяслав
I был женат на княжне «Абассинской». «Обезы» (абхазы-абазины) русских летописей
вместе с греческими мастерами участвовали в оформлении знаменитой Софии
Киевской (построена в 1037 г.). Считается, что они были приобщены к лику святых
и похоронены в самой Лавре. Показательно, что эта церковь по своей планировке
напоминает более ранний Моквский храм в Абхазии (967 г.).
Абазины позднего средневековья. Первым письменным доказательством нахождения
абазин на северном склоне Кавказского хребта является сообщение персидского
летописца начала XV в. Низами ад-Дина-Шами о том, что Темур-ленг (Тимур),
пройдя в конце XV в. по Верхней Кубани, достиг местности «Абаса». В 1559 г. при
московском царском дворе среди послов Кавказа упоминались «абеслинские князья».
В 1600 г. московскому послу в Лондоне было указано называть среди
северозападных кавказских государств, подчинявшихся Москве, и «абазу». По
кабардинскому преданию (во времена Инала), большим почётом пользовались
абазинские князья Аше и Шаше (ср. абх. Ачба и Чачба). Существует предание, что и
сам родоначальник кабардинских князей Инал происходил из абазин.
Абазины принимали активное участие в политической жизни Северо-Западного
Кавказа и Закавказья. Они, например, помогали своим братьям по крови и языку –
абхазам в их междоусобной войне против мегрельских владетелей Дадиани (в
1570-х годах). В другом случае абазины и абхазы, наоборот, поддержали Левана
Дадиани в 1623 г. в борьбе против имеретинского царя Георгия.
Среди абазин в международном плане особенно известен внук Дударуко. Он был
крещён в Москве и получил имя Василий Черкесский. Его произвели в бояре. Он
участвовал в Ливонской войне (1555–1583 гг.) за выход России к Балтийскому морю,
возглавлял полк русских солдат во время нашествия крымского хана Давлет-Гирея в
1591 г., был воеводой в Смоленске и Переяславле-Рязанском. В 1607 г. его убили
сторонники Лжедмитрия II.
Причины переселения. Абазины и их древние предки переселялись на северные
склоны Кавказского хребта, судя по всему, постепенно (ещё с эпохи бронзы). На
более мощные три переселенческих потока могли повлиять реальные исторические
события. Во-первых, это византийско-персидские войны в VI в., куда были втянуты
все племена и народы Кавказа; во-вторых, арабское нашествие в VIII в., которое
опустошило всю Апсилию, но способствовало консолидации абхазов и абазин в единую
феодальную народность, ставшую оплотом Абхазского царства; в-третьих, особенно,
татаро-монгольское нашествие и последовавший за этим распад «царства абхазов и
картлийцев» на ряд враждовавших между собой царств и княжеств.
Тапантцы и ашхарцы. Считается, что первыми, с рубежа XIII–XIV вв. довольно
большими были миграционные потоки тапантцев. Возможно, им принадлежит
Ново-Кувинский могильник этого времени на левом берегу Большого Зеленчука.
Позднее, в основном вплоть до XVII в., туда переселились ашхарцы, которые
именовали себя апсуа, т.е. абхазами (поэтому хорошо понимают друг друга). Эти
миграционные процессы с юга на север традиционно происходили, скорее всего,
через Белореченский, Санчарский, Марухский и Клухорский перевалы. Словом,
абазины и абхазы говорят фактически на близких диалектах единого
абхазо-абазинского языка.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней.
М., 2007
|