| 
     | 
    
    
    
    О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
ИСТОРИЯ АБХАЗИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
    
    
    
      
РАЗДЕЛ II
Абхазия в эпоху феодализма
§9. Абхазское княжество и Турция (XV–XVIII вв.)
С падением в 1453 г. Константинополя турки-османы решили взять под контроль и 
Черноморское побережье Кавказа (в том числе Абхазию). Через год их флот появился 
в Севастопольской бухте, атаковал и опустошил город. 
Антитурецкая коалиция. В Закавказье образовалась антитурецкая коалиция, куда 
вошло и Абхазское княжество, что видно из письма царя картвелов Георгия VIII 
герцогу Бургундскому от 1459 г.: «…князья-христиане… заключили между собой 
перемирие и поклялись всеми силами бороться с турками… каждый выставляет свои 
войска. Я выставляю 40000 человек… Готов со своими войсками мегрельский царь 
Бендиан, грузинский царь Горгора (из Самцхе) направляется с 20-тысячной 
кавалерией. Герцог Анакоции (Авогазии – Абхазии) Рабиа обещал выступить со 
своими братьями, вассалами и со всеми войсками (30 тыс. воинов). В союзе 
участвуют … и три татарских князя… Перечисленные лица поклялись друг другу в 
верности, изменник будет наказан …». Однако наметившийся было союз распался. 
В начале  60-х годов XV в. турки присоединили к себе Крым и часть 
Кавказского побережья, а со взятием Каффы в 1475 г. генуэзская колониальная 
система в Черноморье прекратила своё существование. 
В 1553 г. турки попытались укрепиться в Джигетии. Они неоднократно вторгались 
и в Имеретию. Подверглись огню Кутаиси, Гелати и другие пункты. Всё это 
происходило на фоне противостояния двух могущественных государств – Турции и 
Ирана. Каждый вёл беспроигрышную для себя, но коварную политику «разделяй и 
властвуй» и старался привлечь на свою сторону как можно больше владетельных 
князей и царей Закавказья. Но полувековая война между Турцией и Ираном 
закончилась мирным договором, по которому все спорные территории были поделены 
на сферы влияния. Турции досталось всё Западное Закавказье (в том числе 
Абхазия). Но его необходимо было ещё завоевать. 
Турки в Абхазии. В 1578 г. на короткое время в Севастополисе разместился 
турецкий гарнизон. Об этом говорят надписи на надгробных плитах, найденных на 
территории г. Сухум. 
В первой половине XVII в. турки блокировали город с моря, так как не могли 
овладеть им со стороны суши. Пришлось пойти на выплату дани. Абхазские феодалы 
даже начали получать турецкие имена. Например, имя Карабей принадлежало 
лыхненскому князю в 20-х гг. XVII в. 
Казаки. В это же время население Западного Закавказья (в том числе Абхазии) 
было тесно связано с донскими и днепровскими казаками. Оно видело в них своих 
союзников против турецких «басурман». 
После удачных турецких походов казаки, возвращаясь на родину, наполняли 
большую пицундскую чашу золотыми и серебряными монетами. В их преданиях 
сохранились сведения о совместных походах с «абхазскими христианами» к турецким 
берегам. 
Турецкий десант. В отместку в мае 1634 г. турки высадили большой десант в 
районе Кодорского мыса, опустошили прилегающий район и разграбили Драндский 
монастырь. Они обложили абхазов данью, но те платили её недолго, а потом и 
вообще прекратили. Турки использовали междоусобицы местных феодалов в своих 
корыстных целях. Бывали моменты, когда им это не удавалось. Так, в 1672 
«мингрельский князь пригласил абхазцев на помощь против турок». Но такие союзы 
были недолговечны. 
Сухум-Кале. В 1724 г. турецким архитектором Юсуфом-ага была построена 
крепость бастионного типа. Она и сам город стали называться Сухум-Кале. Турки 
осмысливали это название по-своему, как «су» – вода, «хум» – песок, «кала» – 
крепость, город. В 30-х годах XVIII в. в Сухум-Кале служило от 70 до 112 солдат. 
Абхазы и турки. После того как турки в 1733 г. ограбили и сожгли Илорский 
храм, а затем двинулись в северо-западную Абхазию, Шервашидзе и его подданным 
пришлось перейти в мусульманство. Однако вскоре между ними и османами возникла 
ссора. Абхазы напали на лагерь турков и уничтожили его. Часть османов бежала с 
пашой, другая – погибла. В результате абхазы отвоевали не только всё имущество, 
но и вновь обратились в свою веру. Эту победу приписали чудотворению св. Георгия 
Илорского, который в ту ночь велел абхазам выступить и тем самым придавал им 
силу в сражении. 
В 1757 г. Самурзаканский владетель Хутуния Шервашидзе воевал с турками в 
Имеретии. Прежде чем погибнуть, он сразил 16 врагов. По наущению турков феодалы 
Дзяпш-ипа восстали против владетеля Бзыбской Абхазии Манучара Шервашидзе. В это 
время он и его два брата, Ширван и Зураб были высланы в Турцию. Дзяпш-ипа в 
результате сумел овладеть территорией между р. Псырдзха и Кодор. Вскоре Зураб 
Шервашидзе, с помощью турков, вновь вернулся в Абхазию в качестве наместника.
 
В 1771 г. абхазы, под руководством Зураба и Левана Шервашидзе (владетель 
Самурзакано), осадили и взяли Сухумскую крепость. Затем они её уступили «за 20 
турецких мешков и десять тысяч пьястров». Через три года турки покинули 
Сухум-Кале, «как бесполезную для них крепость». После этого Шервашидзе разделили 
между собой Абхазию на четыре части – Бзыбская Абхазия (Зупу) досталась Зурабу; 
владетелем центральной – между Анакопией и Кодором (Аку) – стал Келешбей; 
территорию между Кодором и Аалдзгой (Абжуа) получил другой племянник Зураба – 
Бекирбей; Самурзакань осталась за правителем Леваном. 
Абхазия и Турция в XVI–XVII вв. Усиление политических, экономических 
контактов с Османской империей на протяжении XVI–XVII вв. привело к постепенному 
распространению мусульманства суннитского толка. Так, если в начале XVI в. ещё 
сохранились традиционные (дохристианские) и христианские верования на всей 
территории Абхазии, то с его середины начался процесс вовлечения её в исламский 
мир. 
    
    
    
      
    Абхазия в XVII - XVIII веках 
Мусульманская религия. К 40-м годам XVII в. относится первое свидетельство 
турецкого географа и историка Эвлия Челеби об абхазах-мусульманах. Он писал, что 
у них есть мечеть и, если кого-нибудь «обозвать христианином, то они убьют его, 
если же назвать мусульманином – обрадуются. Они не признают Корана и не имеют 
никакого вероисповедания. Вместе с тем не любят христиан, а за мусульман душу 
отдадут». В то же время абхазы ещё не платили султану «харадж», которым обычно 
облагались немусульмане. Та часть абхазов, которая проживала в приморских Абжуа 
и Самурзакани, была как будто христианами. О такой выборности религии говорит и 
тот факт, что владетель Юго-Восточной Абхазии Путу Шервашидзе выказывал верность 
христианскому учению, а владетель остальной части Абхазии – Карабей был 
сторонником ислама. Проникновению мусульманства в Абхазию в середине XVIII в. 
способствовали междоусобные распри, удаление католикоса из Пицунды и изгнание 
христианских священников из многих пунктов. Но из-за отсутствия здесь 
социально-экономических условий зёрна новой мировой религии прорастали на 
местной почве не совсем просто.  
Религиозный синкретизм. До середины XVIII в. абхазское общество развивалось 
на конфессиональном уровне по трём религиозным направлениям – сохранялись многие 
элементы христианства, возродились различные традиционные народные культы, 
расширялось воздействие мусульманства.  
Ян Рейннегс, врач, путешественник, наблюдал во второй половине XVIII в. 
смешение традиционных и христианских верований у абхазов. В первых числах мая 
они собрались в священном лесу около большого железного креста, где жили 
пустынники. Все приносили с собой деревянные кресты и ставили их повсюду, а 
потом обменивались ими в знак дружбы. Во многих местах Абхазии находят грубо 
обработанные железные кресты, нижний конец которых представляет острие для 
насадки на деревянное древко. 
Возрождение традиционной религии у абхазов прослеживается и в погребальном 
обряде. Хоронить продолжают на кладбищах у заброшенных храмов, но с христианской 
западной ориентировкой (головой на запад). Появляется обычай приусадебных и 
придорожных захоронений. В приморских районах возрождается и становится 
популярным традиционный в древности обряд воздушных захоронений. Он вызывал 
удивление у путешественников. При этом приносили в жертву коня, как когда-то. 
Затем вешали на дерево ящик с покойником, а рядом его вещи и оружие, которыми он 
пользовался на войне. Возродились также культы, связанные с поклонением деревьям 
(особенно ореху и дубу), рощам, огню и очажной цепи, горным духам, солнцу и 
луне, животным (особенно быку, собаке, лошади), земле, воде и их божествам, 
железу и кузне, душе умерших, богу Анцва и т. д. Так что в этих условиях 
христианству и мусульманству мало было места. И только к концу XVIII в. правящая 
верхушка абхазов более или менее обращается к исламу. 
Хозяйство. Основу хозяйства Абхазии в это время составляли земледелие, 
скотоводство, охота, пчеловодство и разные формы ремесленной деятельности. 
Различные авторы (например, грузинский географ-историк первой пол. XVIII в. 
Вахушти Багратиони) отмечали, что земля в Абхазии плодородна, а климат мягкий. В 
ней много фруктов, винограда, скота, зверей, птиц и рыб. Особой красотой 
отличалась местная большая коза с мягкой пёстрой шерстью, длинными рогами и 
бородой до колен. 
Основной сельскохозяйственной культурой в Абхазии до XVIII в. было просо. 
Потом больше стали употреблять кукурузу и, особенно, фасоль, проникающие из 
Турции. Основными орудиями труда были деревянный плуг с железным наральником, на 
кончик которого наваривалась стальная закалённая полоса, мотыга и топор. В 
ежедневную пищу абхазов входили сыр, молоко и дичь. Видную роль до конца XVIII 
в. играло свиноводство. По словам очевидцев, свиньи были здесь «величиной с осла». 
Из свинины готовили для продажи дешёвое сало и ветчину. 
Торговля. Из Абхазии вывозилось большое количество воска. Из-за отсутствия в 
то время полноценной городской жизни каждый крестьянский двор удовлетворял свои 
нужды самостоятельно. Абхазские женщины прекрасно пряли нити, которые вывозились 
в Смирну и Салоники. Мужчины производили железо древним «сыродутным способом», 
изготовляя высококачественную кольчугу, отковывали острые кинжалы и сабли. В тот 
период в Абхазии деньги не имели обращения – обмен носил натуральный характер. 
Здесь появились армянские колонии из персидского города Джуга, для того чтобы 
оживить торговлю. Наибольшей известностью пользовался торг в Исгуаре (Кодорский 
мыс), который состоял из двухсот маленьких хижин-плетёнок, где жили торговцы. 
Подобные торги были в Сухумской крепости и близ Гудауты, на Бамборском мысе, где 
дорогой самшит обменивали на соль и железо. 
Но самым важным предметом торговли были люди, интересовавшие больше всего 
турецких купцов, которые в этом плане перещеголяли генуэзцев. Продавали в 
основном пленных, но за большую сумму – и своих соплеменников. Наиболее ценились 
молодые, крепкие красивые мужчины (15 руб.) и 13-18-летние девушки (20 руб.). По 
данным Шардена, турки ежегодно вывозили до 12 тыс. рабов. В этом плане особенно 
прославился Путу Шервашидзе. 
В обмен на людей турецкие торговцы завозили в Абхазию товары из различных 
стран: всевозможные ковры, одеяла, холсты, кожу, шали, сукно, шелка, сёдла, 
сбрую, железо, медь, котлы, курительные трубки, солёную рыбу, сахар, соль и, 
конечно, разнообразное вооружение – ружья, сабли, кинжалы, ножи, пистолеты, 
порох, стрелы.  
Так продолжалось до тех пор, пока на горизонте не замаячил двуглавый орёл 
царской России. Абхазию из-за непокорности ждали новые трагические потрясения, 
связанные с махаджирством, насильственным выселением большей части абхазского 
народа за пределы своей родины. 
    
    
    
    
      
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. 
М., 2007 
     
      
    
    
     |