О. Х. БГАЖБА, С. З. ЛАКОБА

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АБХАЗИИ

       > ПОРТАЛ ХРОНОС > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Б >


О. Х. БГАЖБА, С. З. ЛАКОБА

2007

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


АПСУАРА
А: Абхазия, Агрба, Амичба...
Б: Басария, Барцыц, Бройдо...
В: Воробьев, Воронов...
Г: Гулиа, Гунба...
Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...
Е, Ё: ...
Ж: Жидков...
З: ...
И: Инал-Ипа Ш.Д....
К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...
Л: Лакоба...
М: Мандельштам, Монперэ...
Н: Неруда...
О: Олонецкий...
П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...
Р: Рихтер, Румянцев...
С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...
Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...
У: ...
Ф: Франгуланди...
Х: Хотко...
Ц: Цвижба...
Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...
Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...
Э: ...
Ю: ...
Я: ...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
СЛАВЯНСТВО
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
РУССКОЕ ПОЛЕ
МОСКОВИЯ

О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба

ИСТОРИЯ АБХАЗИИ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ II

Абхазия в эпоху феодализма

§17. «СТРАННОЕ» ВОССТАНИЕ 1866 ГОДА

События в Лыхны. Через несколько месяцев после трагической кончины владетеля Михаила в Абхазии вспыхнуло восстание. Оно началось 26 июля 1866 г. на семитысячном народном сходе в селе Лыхны. В этот день возмутившимися абхазами были убиты начальник Сухумского военного отдела полковник Коньяр, чиновники Черепов, Измайлов, 4 офицера и 54 казака. Восстание стремительно распространилось от села Калдахуара до Цебельды, Дала и Сухума. В нём приняли участие до 20 тыс. человек.

Причины народного возмущения. Основной причиной возмущения явилась подготовка к проведению здесь крестьянской реформы. Участник этих событий – сын последнего владетеля Михаила князь Георгий писал по этому поводу: «Объявление манифеста народу на почве крепостной зависимости, не существовавшей в этом народе, следовательно, неприменимой к нему, явилось всецело непростительной ошибкой со стороны чинов администрации… Народ никак не мог понять, от кого и от чего его освобождают».

Непростительная ошибка администрации заключалась в том, что она не желала замечать местные особенности этой небольшой страны, внутренняя жизнь которой, в отличие от России, Грузии и соседней Мегрелии, была лишена крепостнических отношений. На сходе в селе Лыхны представители царской власти в очень грубой форме объявили, что народ освобождается от своих господ за определённый выкуп. Крестьяне, считавшие себя свободными, возмутились, а князья и дворяне оскорбились, что они, оказывается, «владеют» не свободными людьми, а «рабами», с которыми были связаны молочным родством.

Главное, что оскорбляло абхазов и готовило почву к возмущению – это надменное к ним отношение. Так, участковый начальник Измайлов потребовал на сходе, в поле, чтобы ему отвечали, снимая шапку. Один из присутствовавших, по фамилии Миканба, ответил: «Мы шапки снимаем только в церкви, а святого Измайло мы ещё не знаем». За дерзкий ответ он был арестован.

Сын Михаила – князь Георгий. Весть о событиях в Лыхны взбудоражила весь Кавказ, особенно кабардинцев. Они заявили властям, что «сами сделаются абхазцами», т.е. возмутятся.

В самый разгар восстания, 29 июля 1866 г. повстанцы провозгласили 20-летнего Георгия Чачба владетелем Абхазии, однако попытка реставрации княжеской власти не увенчалась успехом. Восстание было подавлено военной силой под командованием кутаисского генерал-губернатора Святополк-Мирского, а князь Георгий был выслан в «войска Оренбургского военного округа».

Казни, каторга и ссылка. Вслед за разгромом восстания на Абхазию обрушилась волна репрессий. Произошло поголовное разоружение народа, вплоть до кинжалов.

Руководители восстания Ханашв Калги Какучал-ипа и Кизилбек Маргания по приговору суда были расстреляны.

По мере нарастания освободительного движения, усиливалась карательная политика царизма. Первостепенное значение в ней приобретала каторга и ссылка. В XIX в. политические ссыльные с Кавказа составляли значительный процент и уступали по численности лишь польским повстанцам. Наиболее многочисленными группами среди кавказских ссыльных были представители Дагестана, Чечни, Абхазии и Черкесии.

Абхазские политические ссыльные шли этапным порядком через Новороссийск, Ставрополь, Харьков, Курск, Орёл, а из Центральной России отправлялись на Север – в Вологодскую и Архангельскую губернии, либо через Тамбов, Саратов шли в Сибирь, сначала в Тобольск, потом по р. Иртыш в Омск и далее на восток.

Сразу после восстания 1866 г. тридцать абхазских повстанцев были сосланы в Сибирь. Среди них псхувский князь Заусхан Маршания и дальские вольные жители Талах и Эсхак Квадзба, оказавшие при поимке вооружённое сопротивление. Они были высланы в Западную Сибирь.

В Орловском архиве сохранился документ под названием «Список абхазцев Сухумского округа, сосланным административным порядком в Европейскую Россию за происходившее в Абхазии в 1866 году возмущение». В этом циркуляре департамента полиции названы семь человек: Шмаф Маргания, Тыгу Эмухвари, Тапагу Чезбук-ипа, Зафас Чанба – все четверо из села Джирхуа, а также Заурбек Дзяпш-ипа из Эшеры, Смел Лакербай из Дурипша и Тапагу Миканба из Анхуа. Двое из этого списка – С. Лакербай и Т. Эмухвари были высланы через Ставрополь и Тамбов в Западную Сибирь.

Столетний повстанец Кягуа Куджба. В ноябре 1866 г. в Ставропольскую тюрьму прибыли активные участники восстания – цебельдинский князь штаб-ротмистр Ширинбей Маршания и 100-летний повстанец Кягуа Куджба. Это был тот самый прапорщик Куджба, который сопровождал в 1849 г. владетельного князя Абхазии Михаила в петербургской поездке к Николаю I. Тогда их осыпали милостями и почестями. Теперь же он содержался в тюремном замке, а семья его жила под надзором полиции в г. Ставрополь. По просьбе старца к нему поочерёдно «заарестовывали» четырёх его сыновей, которые обслуживали отца.

Во время заточения в замке Кягуа Куджба стало известно о переселении абхазов в Турцию. Махаджирская волна 1867 г. потрясла старца. Он спрашивал у тюремного начальства: «Справедлив ли слух, дошедший до него, относительно переселения Абхазского племени в Турцию, и если справедлив, то когда это переселение должно быть приведено в исполнение?».

Принимая во внимание 100-летний возраст узника, смерть одного из его сыновей и болезнь членов семьи, наместник Кавказский в августе 1867 г. разрешил К. Куджба вместе с «семейством возвратиться на родину в Абхазию».

В январе 1867 г. в пересыльной Ставропольской тюрьме находились «13 человек арестованных абхазцев». Особо строго содержались Шпагу Дзаган-ипа, Кайнагу Мачич-ипа (Кобахия) и Маф Амс-ипа, давшие выстрелами сигнал к нападению на Коньяра и казаков. Призывали к восстанию также вольный житель Кобзач Цахтыр-ипа и крестьянин Гыд Дбар. В Ставропольский замок были заключены и другие видные повстанцы Бзыбской Абхазии – Мамсыр и Маджиджи Отырба, Гатей Ладария, Тыг Маргания, Мурзакан Лакербай и другие.

За причастность к событиям июля–августа 1866 г. под надзор полиции в Орловскую губернию были высланы Сейдык Адлейба, жители Пицундского округа Урус Трапш и Даут Камлия.

Пятнадцатилетний юноша в Орловской ссылке. В 60–70-х гг. XIX в. в Орле оказалась целая группа абхазских политических ссыльных. Один из них – Камшиш Капба. Арестован он был в 15 лет в селе Куланурхуа в 1867 году «за сокрытие у себя огнестрельного оружия». В ссылке пробыл 14 лет, жил под надзором полиции в Орле, Болхове, Ельце. Здесь же он выучился русской грамоте, крестился и принял православное имя Евдоким Михайлович Капбов. В 1880 г. ему разрешили возвратиться в Абхазию.

Выселение. Ссыльные абхазы – это своего рода «внутренние», российские махаджиры. Правда, их было гораздо меньше. Но если известные нам махаджиры выселялись из Абхазии в Турцию и уезжали за несколько сот километров, то, например, участников абхазских восстаний царские власти высылали в крайне неблагоприятные климатические районы Севера и Сибири за тысячи километров от дома.

Самое трагическое последствие восстания 1866 г. – вынужденное переселение абхазов в Турцию. С апреля по июнь 1867 г. махаджирами стали почти 20 тыс. человек. Абхазы полностью покинули Дальское ущелье и Цебельду.

Царизму нужна была Абхазия без абхазов, а Турции – воинственный народ. Толчком к этой волне махаджирства послужило решение «О выселении из Абхазии до 1000 семейств абхазов во внутрь России», принятое в сентябре 1866 г. кавказским наместником и военным министром. Народ, спровоцированный этой предстоящей насильственной мерой, предпочёл выселение в Турцию.

В ноябре 1866 г. министерство внутренних дел сообщило, что размещение абхазов в степях Новороссийской губернии приостановлено. Отпала такая необходимость и в будущем – тысячи абхазов выселились в страну полумесяца.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007


 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА



Яндекс.Метрика

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку