|
|
О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
ИСТОРИЯ АБХАЗИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ III
Абхазия в новое время
§2. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В АБХАЗИЮ ДРУГИХ НАРОДОВ
Изменение этнической карты Абхазии. До трагических событий 1877 г. Абхазия
состояла почти исключительно из коренного абхазского населения. В считанные годы
она превратилась в пёстрый в этническом отношении край. Грузинский общественный
деятель А. Джугели в газете «Дроеба» (1883 г.) писал по этому поводу: «После
последней войны было распоряжение, чтобы на местах, расположенных между реками
Кодор и Псырцха, не селились абхазы. Селиться здесь разрешалось всем, кроме
них».
С 1864 г., после упразднения Абхазского княжества и введения прямого русского
управления, здесь основали свои сёла греки, болгары, армяне, русские, эстонцы,
немцы и другие, но более всего грузины (в основном мегрелы).
В конце 60-х – начале 70-х гг. XIX в. на страницах грузинских периодических
изданий появляются статьи, в которых видные представители интеллигенции Грузии
призывают свой народ осваивать опустевшие в результате махаджирства абхазские
земли. В этих публикациях откровенно говорится, что только грузино-мегрелы, на
правах соседнего абхазам народа, должны колонизовать территорию Абхазии. В 1873
г. Г. Церетели призывал грузин занимать всё побережье Чёрного моря до Крыма, к
которому «словно пиявки присосались чужеродцы: греки, татары, евреи и другие». В
этот период в Грузии начинает формироваться имперское сознание, а народу внушают
мысль о его исключительности и особенной роли на Кавказе.

Якоб Гогебашвили: взгляд на Абхазию. Пожалуй, первой программной работой, в
которой говорится о колонизации Абхазии грузино-мегрелами, явилась пространная
статья грузинского общественного деятеля и публициста Я. Гогебашвили, известная
под названием «Кем заселить Абхазию?». Она была напечатана в газете «Тифлисский
вестник» в 1877 году, во время войны России с Турцией. В сентябре–ноябре 1877
г., когда абхазы истекали кровью и массами вынуждены были покидать родину,
Гогебашвили доказывал всю выгодность колонизации Абхазии грузино-мегрелами.
«Мингрельцы должны явиться первыми заместителями выселившихся абхазцев», –
замечал публицист.
В центральную Абхазию хлынул поток «надёжных» народов. В их число входили на
первых порах и грузино-мегрелы, расселившиеся вместе с русскими, греками,
армянами вокруг Сухума.
Грузино-мегрелы, сыгравшие в Абхазии роль казачества, оказались тогда в
привилегированном положении благодаря своему участию на стороне царской России в
войне против народов Кавказа (1817–1864 гг.), в том числе и абхазов. Видные
представители тифлисской интеллигенции, получившие образование в российских
университетах, убеждали правителей России в выгодности и успешности проведения в
Абхазии лишь мегрельской колонизации. Ради достижения этой главной цели они
высказывали свои верноподданнические чувства, стремясь получить право на
исключительное владение Абхазией и её землями. Так, Гогебашвили писал: «В смысле
политическом, мингрельцы такие же русские, как москвичи, и в этом же направлении
они могут влиять на всякое соприкосновенное с ними племя…».
Без всякого сомнения, можно сказать, что плодами русской военной победы в
Абхазии в XIX в. в полной мере воспользовалась зависимая Грузия. Соблазн
овладеть истекающей кровью Абхазией был настолько велик, что Гогебашвили
прибегнул к формуле: «Колонизация Абхазии мингрельцами является делом, имеющим
государственное значение».
Массовое переселение грузин в Абхазию. В результате масса безземельных
крестьян Западной Грузии обосновалась в центральной Абхазии, в опустевших сёлах Мерхеул (1879 г.), Беслетка (1881 г.), Акапа (1882 г.), Келасур, Пшап (1883 г.)
и др.
Таким образом, в исследованный период этнодемографическая ситуация в Абхазии
резко изменилась. Об этом красноречиво говорят статистические данные посемейной
переписи 1886 года. Тогда в Абхазии (Сухумский округ) насчитывалось около 69
тыс. человек. Из них абхазы составляли 58.963 чел. (более 85%); мегрелы, лазы и
грузины – 4.166 чел. (около 6%); греки – 2.149, армяне – 1.049, русские – 971
чел. и т.д.
В тот же период грузинское духовенство развернуло бурную деятельность, где
абхазскому населению навязывались непонятное грузинское богослужение и
грузинский язык, а многие абхазские фамилии мегрельскими священниками
записывались на грузинский лад.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней.
М., 2007
|