|
|
О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
ИСТОРИЯ АБХАЗИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗДЕЛ III
Абхазия в новое время
§7. НАШИ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ
О махаджирстве. Точных цифр насильственно выселенных на чужбину абхазов нет,
ибо процесс изгнания их со своей родины продолжался в течение всего XIX века
вплоть до 1918–1919 годов. Но по зарубежным источникам, абхазов было выселено до
500 тыс. человек. Помимо Турции и других стран Востока, их потомки проживают в
ФРГ, США, Канаде, Италии, Албании.
По пути на чужбину и на новых местах жительства переселенцы гибли тысячами.
Особенно много их погибло в лагерях для переселенцев. По сей день вблизи
Трапезунда, Самсуна и Кефкена имеются огромные кладбища изгнанников.
Большая часть переселенцев-махаджиров была разбросана по всей Анатолии (совр.
Турция).
Жизнь на чужбине. Молодых людей из переселенцев стали призывать в армию, и
они принимали активное участие в войне 1877–1878 гг. на стороне Турции, проявляя
при этом мужество. Вместе с тем, отчаянное положение изгнанников – голод, нужда
вынуждали других, чтобы выжить, даже заниматься разбоем. Но большая их часть,
как отмечалось, была «наиболее трудолюбивой, хотя и наиболее трудноуправляемой».
Так, полковник Чарльз Уильсон писал, что «абхазы, кабардинцы, абадзехи, шапсуги
красивое племя; они сильнее, мужественнее, смышленнее местных крестьян и
способны к образованию». Все они известны под общим названием «черкесы».
Через несколько лет после переселения в среде кавказских эмигрантов началось
движение за полную независимость от князей и дворян. Часть абхазов стала
покидать сёла и организовывать крестьянские общины. Другая часть, например,
жившая в районе г. Адапазара, не найдя общего языка со своими князьями,
переселилась в район г. Дюздже. В результате этого движения многие князья и
дворяне стали переселяться в город.
В своё время выдающийся абхазский историк Г. А. Дзидзария отмечал: «…Нельзя
считать освещённым прошлое абхазского народа в целом без истории и культуры той
части, которая в силу ряда причин сравнительно недавно оказалась в пределах
Турции и некоторых арабских стран». Нашими соотечественниками за рубежом могут
гордиться многие государства. Так, Египтом с 1382 по 1517 гг. управляла
знаменитая черкесская династия мамлюков. В основном они были адыгами и абаза.
Один из самых знаменитых мамлюкских правителей Али-бей Абаза Балуткапан – «пленитель
облаков», в 1769 году впервые объявивший Египет независимым от султанской
Турции, был абхазского происхождения, возможно, выходцем из Лдзаа (Пицунда).
Важно отметить, что в средние века мамлюки и те абхазы и черкесы, которые
проживали в Стамбуле, Дамаске, Каире и других городах Востока, выкупали своих
соотечественников, а зачастую родившихся вне Абхазии своих сыновей отправляли на
Кавказ, где они постигали рыцарский кодекс чести – апсуара, и затем возвращали
отроками в страны Востока, где они делали головокружительную карьеру, добиваясь
самых высоких титулов и званий, например, великих визирей (премьер-министры),
полководцев Турции и др.
В XVII веке в Стамбуле при султанском дворе даже возник новый
аристократический стиль «абаза», т.е. ношение одежды, оружия и украшение седла
на абхазский манер. Он проник даже в Польшу. Знаменитой фигурой был
Хайррадин-ат-Туниси (Тунуслу Хайредин-паша, 1825–1890) из рода Лам. Он был
продан в 1835 г. на рынке невольников Стамбула. Став свободным и получив
образование в Стамбуле, Тунисе и Париже, Хайраддин стал выдающимся тунисским
просветителем и государственным деятелем. Он возглавлял правительство Туниса, а
в конце 70-х годов XIX века – Османской империи (великий визирь). Он – первый
автор тунисской конституции (1861) и сочинения о политическом устройстве
европейских стран, вышедшего в Тунисе и Париже.
Турция проводила политику рассеивания «черкесов» по всей стране и даже
выдвигались проекты по выселению их в Восточную Анатолию. И лишь вмешательство
абхазов Хусейна Рауфа Орбай (Ашхаруа), бывшего в 1922–1923 гг. главой Турецкого
правительства (председатель совета комиссаров Турции), Фетофи Ашванба и
полковника Рушбея Кобашь (Бганба) помешало осуществлению этого плана. Тогда
правительство стало проводить по отношению к кавказскому населению политику
отуречивания.
Абхазы в Турции делятся на: ахчыпсаа, бзыпаа, дал-цабалаа, цвиджаа, абжуаа,
гумаа, садз-хылцысаа, акуаа; абазины делятся на: ашвуаа и ашьхаруаа. И тех, и
других называют общим именем «абаза». Убыхов в Турции много, но знающих свой
язык осталось несколько человек, в основном они говорят на адыгейском и
абхазском языках.
Активную просветительскую деятельность среди махаджиров вёл преподаватель М.
Бутба, который издал для них в Стамбуле (1919 г.) абхазский букварь.
Махаджиры и младотурки. Махаджиры играли видную роль в
общественно-политической жизни Оттоманской империи. Именно черкес Ибрагим Темо
стал инициатором первой младотурецкой организации (1883 г.), действовавшей
против султанского режима. В то время ряд черкесов и абхазов выдвигается в
крупные военачальники турецкой армии. В начале XX века были созданы «Черкесское
благотворительное общество» и «Черкесское культурно-просветительское общество».
На всякую попытку возрождения и поднятия национального самосознания кавказских
народов младотурки смотрели недоверчиво и даже потом стали применять
репрессивные меры.
Во время революции в борьбе за республику одними из первых поддержавших
Кемаля Ататюрка были кавказские партизанские отряды, в основном сформированные
из адыгов и абхазов. Они составляли его ближайшее окружение. Между тем, часть
кавказской аристократии, пользовавшаяся при султане привилегиями, не поддержала
революции и при поддержке Антанты и греческого правительства даже – безуспешно –
пыталась весной 1920 г. в западной части азиатской Турции образовать автономное
государство – «Черкесскую республику». Восставшими была захвачена большая
территория. Части абхазов, которая попала в «черный список», пришлось покинуть
Турцию и уйти в Грецию (Македонию).
Потомки абхазских махаджиров сегодня. До самого последнего времени сбором
материалов по абхазскому языку, мифологии, фольклору, этнографии, истории
абхазов занимался всем известный Омар Бейгуа, предки которого – выходцы из села
Абжакуа Сухумского района. Помимо стихов, он издал четыре труда по истории и
мифологии абхазов.
Из числа абхазов и адыгов вышло также много известных спортсменов, чемпионов
мира и Олимпийских игр.
Абхазы, проживающие в Турции, сохранили обычаи, язык, танцы, песни,
привезённые их предками из Абхазии. Ими строго соблюдается Абхазский этикет –
апсуара. Думается, не за горами тот день, когда весь абхазский народ соберётся у
себя в одном родном большом доме, которым является нынешняя свободная Республика
Абхазия.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней.
М., 2007
|