|
|
Иоганн Бларамберг
Топографическое, статистическое, этнографическое и
военное описание Кавказа
АЛТЫ-КЕСЕКИ
Историческая справка
Мы уже говорили об алазах, которые живут на
северо-западном склоне Кавказа и занимают
восточное побережье Черного моря от Ингури до
Гагрипша. Другие племена живут на Северном
Кавказе; они
смешались с черкесскими народами, такими, как
башилбаевцы, тубинцы, казилбеки, шегереевцы,
баракаи, медазвы и т. д., о которых мы уже
упоминали, говоря о черкесских племенах. Наконец,
самые восточные — абазы — образуют шесть родов
Малой Абазы; сами себя они называют «таланта»,
черкесы называют их «баске», или «баскех», а
татары — «алты-кесек-абазы».
Племя этих абазов, раздираемое постоянными
междоусобицами, покинуло свою бывшую территорию
в конце XVII века и перешло на северный склон
Кавказа, где кабардинцы уступили ему землю,
которую оно теперь занимает, установив, к тому же,
господство над кабардинцами.
В 1769 году они выступили против русских
совместно с другими черкесскими племенами, но
генерал Медем подчинил их силой оружия.
В 1786 году одна часть этого племени ушла за
Кубань вследствие разногласий с кабардинцами,
однако вскоре они вернулись на правый берег этой
реки (т. е. Кубани) (См. об этом: Дебу.
Описание Кавказской линии. С. 118.).
Ныне они живут справа от Кубани, вплоть до
Подкумка, на Андаре и Керкере — притоках Верхней
Кумы, на Джегнасе и Тохтамыше они подчиняются
России; другая часть живет слева от Кубани, на
речках Малый Инджик, или Зеленчук,— они
независимы. [286]
Перечень алты-кесеков
Вот перечень шести родов племени алты-кесеков
(по-русски: шестиродные) — клычевцы, кичевцы,
лоовцы, бибертовцы, дударуковцы и джантемировцы
— с их поселениями:
1. Клычевцы живут близ речушки Халмурза-Жилгаса,
которая впадает в Кубань, тринадцатью перстами
ниже Каменного моста, этот род занимает также
селение Кечега, расположенное гораздо ниже, на
правой стороне Кубани.
2. Трамовцы (трамкт) живут на берегах Теберды,
которая вливается в Кубань слева, ниже Каменного
моста; семьи этого рода живут также на Шоне —
речке, впадающей в Кубань с той же стороны.
3. Лоовцы, или лоу-кваджи, живут на Малом
Карденеке, который сливается справа с Малым
Инджиком.
4. Асланкт, или аслан-гиреевцы, живут близ
речушки Аксаут, которая впадает в Малый Карденек.
5. Дударуковцы живут близ Малого Инджика, и
несколько селений этого рода находятся на
расстоянии двадцати верст от этой реки, что близ
Большого Инджика.
6. Бибертовцы живут на Марухе, которая впадает
слева в Малый Инджик, или Малый Зеленчук.
Народонаселение
Общая численность населения этих племен
достигает приблизительно 10 тысяч душ, из которых
1200 — воинов. Абазы сильно пострадали от эпидемии
чумы в 1810-1811 годах, и точно указать их общую
численность нельзя.
Абазы (абазины) возделывают и пшеницу, и ячмень,
а главным образом просо, но лишь в количестве,
необходимом для удовлетворения их собственных
нужд. У них нет соли, и они покупают ее во время
обмена на Линии.
Они имеют большое количество крупного рогатого
скота, овец и лошадей. Они изготовляют [287] войлок, бурки и т. д.,
которые продают в Пятигорске и Георгиевске.
Зимой они живут в аулах, а летом кочуют,
перевозя свои кибитки с одного места на другое
наподобие ногайцев.
Часть алты-кесеков живет в области Кавказа, они
занимают три поселения, а именно: аул Трамова, или
Трамкт, и верхний и нижний аулы Бабукова. Трамов
аул расположен на левом берегу Подкумка,
четырьмя верстами выше Константиногорска.
Жители этого аула продают излишки своих
продуктов в Пятигорске, где продовольствие в это
время года становится более дорогостоящим в
связи с большим притоком приезжих, которые
посещают Кавказские Воды. Этот аул принадлежит
абазинскому узденю Трамову (или Трамкту), конные
заводы этой семьи славятся своими превосходными
лошадьми черкесской породы, которых они
разводят, их число - приблизительно 1000 лошадей.
Кроме этого, алты-кесеки имеют еще два больших
конезавода, которыми сообща (совместно) владеет
весь народ; каждый конный завод — на 1000 лошадей.
Однако каждый уздень имеет еще свой собственный
завод, среди которых выделяются конные заводы
Лоова и Клычева.
Алты-кесеки не имеют общего руководителя
(вождя), они подчиняются нескольким узденям и
старейшинам, которые почитаемы лишь тогда, когда
имеют много денег и имущества. Некогда они
особенно уважали Адиль-Гирея Атажукина -
кабардинского князя — и слепо ему подчинялись.
Этот князь был в плену в Екатеринославле и спасся
(убежал), сопровождаемый ногайцем в двухколесной
повозке. Совершив несколько вылазок против
русских властей, он был вынужден покинуть свой
дом в Большой Кабарде и бежать с сотней
черкесских всадников к абазам Дударуковым, что
близ Малого Инджика. Поскольку его отряд
увеличивался день ото дня, и так как он был
заклятым врагом русских, он совершал частые
набеги на их территорию. Он имел связи со всеми
муллами, жившими в горах, и пользовался их
влиянием, чтобы возбуждать закубанские [288] племена к религиозной
войне против русских, но провидение положило
конец его действиям — он умер от чумы в 1807 году, и
от его отряда осталось лишь три человека.
Абазы, которые живут в состоянии постоянной
вражды с Россией, тем не менее имеют друзей и
родственников по эту сторону границы империи,
которых они тайно навещают, когда представляется
случай; они стремятся незаметно обойти казачьи
станицы и грабят соседние деревни, деля
награбленную добычу с абазами, живущими на
русской территории. Кабардинские разбойники
находят убежище у абазов и часто приводят им
захваченных людей и скот, чтобы они продали их за
Кубанью.
Они были покорными князьями Кабарды и
подчинялись посланным ими «агасирам»: каждый из
них имел право взять у абазина скот, необходимый
для пропитания, и даже жену (попользовавшись ею в
свое удовольствие, он отсылал женщину обратно
через несколько дней).
Абазины трудолюбивы, они смогли бы разбогатеть,
если бы черкесы не отнимали у них все, что они
зарабатывают. Почти весь абазинский народ раньше
подчинялся черкесам, и последние еще и сегодня
высокомерно относятся к ним; абазинские князья
считаются ими равными кабардинским узденям, они
женятся на дочерях кабардинских узденей, а те, в
свою очередь, вступают в брак с абазинскими
князьями. Этого различия не существовало до тех
пор, пока они не подчинились черкесам.
Если абазины захватывают что-либо у
кабардинского князя или у одного из его кунаков,
они обязаны не только вернуть это, но князь, кроме
этого, берет у них трех рабов любого пола в
качестве штрафа; если же его кунак был убит, он
берет девять рабов. Угнетение, которое черкесы
осуществляют таким образом, очень сильно
обеднило абазин.
Когда генерал Фабрициан командовал на
Кавказской линии в 1770-1780 годах, алты-кесеки были
объявлены независимыми от черкесов, после него
этот [289] народ вновь
попал под прежнее иго. Ныне, поскольку Кавказская
линия хорошо обеспечена войсками, которые держат
черкесов в страхе, черкесы стали меньше
тревожить абазин.
Они исповедуют ислам и имеют мулл, которые
улаживают (разбирают) их споры по законам
шариата. В важных случаях они обращаются к
высшему суду, называемому «мегке», который
обычно собирается в ущелье речки Теберды и
состоит из кадия, эфенди и старейшин; их решение
неоспоримо.
Между верхней Кумой и истоком Подкумка до сих
пор видны остатки древних укреплений, которые
представляют собой два ряда стен невероятной
толщины. Эти укрепления, так же как и развалины
древних церквей, в достаточной степени
свидетельствуют о том, что этот район раньше
населял народ, который исповедовал христианство
и который был более цивилизован, нежели те, о
которых мы только что говорили.
Вернуться к оглавлению книги
Электронная версия текста перепечатывается с сайта
http://www.vostlit.info/
Далее по теме читайте:
Абхазия
(краткая историческая справка).
Абхазы (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.
Исторические лица Абхазии (биографический справочник).
|