Иоганн Бларамберг

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АБХАЗИИ

       > ПОРТАЛ ХРОНОС > БИБЛИОТЕКА АПСУАРА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ А >


Иоганн Бларамберг

--

БИБЛИОТЕКА АПСУАРА


АПСУАРА
А: Абхазия, Агрба, Амичба...
Б: Басария, Барцыц, Бройдо...
В: Воробьев, Воронов...
Г: Гулиа, Гунба...
Д: Данилов, Дасаниа, Джемакулова, Джихашвили...
Е, Ё: ...
Ж: Жидков...
З: ...
И: Инал-Ипа Ш.Д....
К: Капба, Козэль, Кудрявцев, Кунижева...
Л: Лакоба...
М: Мандельштам, Монперэ...
Н: Неруда...
О: Олонецкий...
П: Паустовский, Приключения нарта Сасрыквы, Прокопий Кесарийский...
Р: Рихтер, Румянцев...
С: Сенковский, Сент-Совер, Студеникин...
Т: Тарнава, Торнау, Тхайцухов...
У: ...
Ф: Франгуланди...
Х: Хотко...
Ц: Цвижба...
Ч: Челеби, Чкадуа, Чурсин...
Ш, Щ: Шамба, Шанава, Шария...
Э: ...
Ю: ...
Я: ...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
СЛАВЯНСТВО
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
РУССКОЕ ПОЛЕ
МОСКОВИЯ

Иоганн Бларамберг

Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа

Краткий очерк истории Абхазии

Абазы, или абхазы, как и черкесы, являются автохтонным кавказским народом. Они, кажется, никогда не покидали свою родину, расположенную на восточном побережье Черного моря, в западной части

Кавказских гор. По мнению графа Потоцкого, абхазы и есть так называемые ахавы, или ахеяне, древнейших географов, как, например, Скилакс из Карианды. Тот же автор помещает рядом с ними керкетов, которые, вероятно, являются нашими черкесами (См.: Потоцкий Я. Происхождение кавказских народов. Т. 2. С. 242.).

Примечание. Аппиан из Александрии считает, что ахеяне были греками, .которые, возвращаясь из Трои, были заброшены штормом в Понт Эвксинский, где многое претерпели от варваров. Затем они отправили несколько своих кораблей на родину, где были плохо приняты и отвергнуты, это привело их в такую ярость, что, вернувшись на побережье Понта, они приняли скифский обычай приносить в жертву всех иноземцев, приставших к их берегам. Сначала они умерщвляли всех без различия, затем стали выбирать для жертвоприношений самых красивых и, наконец, жертву спали определять по жребию.

Именно у Аппиана встречается самое древнее в истории упоминание об абхазах. Южная часть Абхазии от Пицунды до реки Ингури принадлежала Колхиде и входила в состав Понтийского царства вплоть до его завоевания. Абхазы оказывали сопротивление Митридату, который не рискнул проникнуть в земли зихов (черкесов) (См.: Там же.).

Арриан в своем описании Понта называет следующие народы, населявшие его побережье от Трапезунда по направлению к северу: «Саны,— пишет Арриан,— всегда были наиболее воинственными и ожесточенными врагами Трапезунда. Они живут в очень укрепленных поселениях, у них нет царя. [77]

Некогда они подчинялись римлянам, но ныне предались разбою и пренебрегают уплатой дани. Впредь следует, чтобы они платили пунктуально и все целиком, или же мы их уничтожим. Соседями их являются махелоны и гениохи, чей царь — Анхиал. Далее живут зидретины, подвластные Фараману, они граничат с лазами, подчиняющимися царю Молассу. Последний обязан своей короной тебе (автор обращается к императору Адриану). Земли лазов соприкасаются с землями апсилов, которыми правит Юлиан, а за апсилами следуют абазги, царь которых Ресмаг своим троном обязан тебе».

Вслед за абазгами Арриан помещает санигов, которые, возможно, являются теперешним черкесским племенем жанэ. В другом месте он пишет о реке Абазгус, удаленной на 150 и 90 (240) стадий от порта Пицунда, или, как говорят грузины, Бичвинта. Апсилы жили на территории современной Мингрелии, там еще можно найти место с таким же названием; а абазги, жившие на северо-западе, являются абазами, или абхазами. В средние века у византийских писателей этот народ носил имя абасги, а по мнению Константина Багрянородного, они занимали морской берег протяженностью в 30 миль — от Зихии, черкесского владения на Понте, или от Никопсиса до Сотеройполиса. Прокопий утверждает, что абазы занимали земли от моря до гор Кавказа, и называет их давними друзьями христиан и римлян. Он рассказывает, что когда-то они были подчинены лазам, правили ими два князя из абазов, один из них владел западной частью, а второй — восточной частью территории. До средневековья эти народы почитали леса и в простоте своей обожествляли деревья.

Вот что пишет Прокопий Кесарийский: «За землями апсилов и за одной из оконечностей Понта живут абасги, занимающие земли до самого Кавказа. Некогда они находились под владычеством лазов, хотя правили ими два князя-абасга, один из которых владел частью, расположенной к востоку. Эти варвары до нашего времени поклонялись деревьям. Они терпели большие притеснения из-за скупости своих [78] князей, которые отбирали у отцов и матерей самых красивых мальчиков, оскопляли их, превращая в евнухов, с тем чтобы продать их подороже. Жестокость их доходила до того, что они, боясь возмущения своих подданных, убивали отцов украденных детей, чтобы они не смогли рассказать об этом. Убивали и тех, кого подозревали в способности донести эти сведения в жалобах императору о нанесенных им оскорблениях. Несчастные родители видели в красивых лицах своих детей причину своих невзгод.

Среди дворцовых евнухов всегда было несколько абасгов — представителей того народа, о котором я говорю. Положение абасгов улучшилось во времена правления Юстиниана. Он приобщил их к христианской религии и запретил их правителям оскоплять детей. Это запрещение вызвало одобрение всех жителей Абасгии, которые тщательно следили за выполнением этого приказа, поскольку до тех пор многие боялись за своих красивых детей. Император построил там великолепную церковь, посвятив ее Деве Марии, и направил туда священнослужителей для приобщения народа ко всем религиозным церемониям. Вскоре абасги освободились от власти своих князей и обеспечили себе свободу».

Император Юстиниан обратил абазов в христианство в 550 году, построив в Абасгии храм Богоматери, и направил туда священников для проведения церковной службы. В следующем году, когда персидский военачальник Набедес вошел с армией в их страну, они вышли из подчинения византийцам. Вскоре они вновь были завоеваны византийцами и использовались ими против персов; но из-за плохого управления императорских префектов они вновь стряхнули иго своих господ.

После смерти в 703 году Юстиниана Ринометуса аланы, соседи абазов, напали на них и затем постоянно беспокоили их то открытыми, то тайными набегами. Затем с ними часто воевали византийцы. Наконец, в 1003 году абазы были настолько разбиты в двух сражениях, что их царь Георгий попросил мира и вынужден был отдать заложником своего сына [79] Панкратия, или Баграта (Багратиона). Позже этот сын наследовал своему отцу и женился на родственнице византийского императора. Вообще абазгские князья часто женились на дочерях константинопольских сенаторов с разрешения императора. Панкратий позже все же воевал с византийцами и даже разрушал их укрепления.

В 1048 году Панкратий, изгнанный из Абазгии могущественным князем Липаритисом, жену которого он обесчестил, получил помощь от византийцев, которые установили мир между двумя князьями-соперниками. Панкратий получил Абазгию и Иберию, а Липаритис, под сюзеренитетом Панкратия,— часть Мешики, гористой части Абазгии, пограничной со сванами.

В грузинской традиции считается, что абазы управлялись сначала своими князьями, а потом подчинились грузинским, которые ввели у них христианство (греческого толка) и направили трех епископов в Пицунду, Москву и Дандари. Но кажется более вероятным, что христианство в Абхазии вводилось в средние века византийскими императорами, начиная с Юстиниана I.

В летописи Нестора можно прочесть о том, что в 1154 году великий князь киевский Изяслав Мстиславич женился на обезской княжне; сообщается также, что князь Мстислав, отправленный навстречу мачехе, ехавшей из Обезии, встретил ее у днепровских порогов и привез в Киев.

В то время Русь могла поддерживать связи с обезами (абазами) через Тамань, расположенную по соседству с последними, поскольку этот полуостров находился в то время под властью русских великих князей и назывался Тмутараканским княжеством.

В XIV веке на Тамани и в Керчи (Пантикапее) находились храмы, подчинявшиеся Константинопольской патриархии. Эти метрополии утверждали христианство на всем Кавказе и были известны под названием Аланского диоцеза.

Господство татар в Крыму и на Кубани оказало влияние на судьбу абазов, особенно тех, что жили в [80] северной части своей территории. Эти абазы, как и черкесы, до наших дней знают татарский язык и говорят на нем.

Шереф-ад-дин часто упоминает абхазскую крепость и абхазский народ, но точно неизвестно, проник ли Тамерлан в Абхазию, хотя во время третьего похода этого завоевателя в Грузию грузинский царь Гурген, или Георгий, скрывался в течение некоторого времени у царя абазов. Это заставляет предположить, что владения последнего не были завоеваны и подчинены Тамерлану, по крайней мере до этого времени. Впрочем, в 1400 году абазы уже служили в армии Тимура и выступали против султана Баязета. Турки установили свое господство на абхазском побережье лишь к концу XV века.

Сменив несколько раз хозяев, в конце концов в 1770 году Абхазия осталась за турками. В то время страной правил князь Леван, происходивший из влиятельнейшего рода князей Ширвашидзе из Мингрелии. Примерно в конце XVIII века Леван попросил генерала, графа Тотлебена, который находился в Грузии, обеспечить ему протекторат России, но переговоры были прерваны из-за разбоя и грабежей, учиненных свирепыми абазами, которые среди прочего украли табун лошадей, принадлежавший полку Тотлебена.

Несколькими годами позже князь Леван Ширвашидзе принял магометанство и был назначен Оттоманской Портой комендантом крепости Сухум-Кале. После смерти князя ЛеВана Абхазия была разделена между его сыновьями, старший из которых по имени Келеш-бей, наделенный превосходными умственными способностями, привлекательной внешностью и предприимчивостью, сумел захватить власть над всей Абхазией и снискать, в то же время, расположение султана.

Силой оружия он покорил народы, населявшие побережье от Гагрского монастыря до селения Мамай. Его всегда сопровождала охрана из 500 преданных ему людей.

Келеш-бею принадлежали несколько хорошо [81] вооруженных галер, и он сумел держать в повиновении население всего побережья от Геленджикского залива до Батума. Ему удалось даже получить власть над Батумом, благодаря своим родственным связям с трапезундским пашой.

В течение всего этого времени Келеш-бей поддерживал хорошие отношения с Оттоманской Портой, но одно событие, о котором мы сейчас расскажем, навлекло на него гнев султана и явилось причиной его гибели.

После занятия Мингрелии русскими войсками, грузины стали подвергаться нападениям со стороны Келеш-бея. В 1799 году мингрельский князь Григорий Дадиани был вынужден отдать Келеш-бею крепость Анаклия, которой последний завладел без боя с помощью предательства. Чтобы использовать это завоевание и получить отныне большее влияние в Мингрелии, он захватил Левана — сына князя Григория, законного наследника Мингрелии — под предлогом задержания его как заложника. Келеш-бей смог сделать это безнаказанно из-за слабости правителей Мингрелии, занятых тогда своими внутренними смутами. Но в 1803 году князь Григорий Дадиани стал русским подданным, а после его смерти Мингрелия осталась без правителя и была накануне полного распада из-за царившей в стране анархии, что привело князя Цицианова, главнокомандующего в Грузии, к тому, что он потребовал от Келеш-бея вернуть свободу князю Левану, но Келеш-бей, обещая сделать это, затягивал исполнение обещания и так и не сдержал своего слова.

Находясь в 1805 году в Анаклии с князем Лева-ном - своим заложником,— он выразил желание встретиться с русским генералом, командовавшим отрядом, расквартированным тогда в Мингрелии. Генерал в сопровождении нескольких рот пехоты прибыл к стенам Анаклии, чтобы вступить в переговоры с Келеш-беем, когда со стен Анаклии случайно или намеренно прозвучало несколько пушечных выстрелов, возмутивших русских солдат, которые взяли в руки оружие и захватили приступом Анаклию в [82] течение часа; это непредвиденное событие, когда о нем поступили первые сведения в Константинополь, произвели плохое впечатление, но затем Анаклия была возвращена Келеш-бею с щедрой компенсацией за нанесенный ущерб. Он же со своей стороны вернул мингрельского наследника князя Левана и жил в добром соседстве с русскими до самой смерти.

В 1806-м или 1807 году Келеш-бей предоставил убежище бывшему паше Трапезунда Теер-паше, своему другу и родственнику, которого Порта отстранила от управления. Теер-паша был сыном знаменитого на Кавказе Батал-паши.

Султан приказал Келеш-бею выдать ему бывшего трапезундского пашу, но Келеш-бей, сославшись на то, что не может нарушить законы гостеприимства, всего лишь отправил Теер-пашу за пределы своих владений, дав ему средства для проникновения на русскую территорию.

Оттоманская Порта, не желая открыто наказывать Келеш-бея за невыполнение приказа или же не будучи в состоянии сделать это, выбрала другое средство, чтобы избавиться от него: оно требовало от Порты гораздо меньше расходов, но было противоестественным и выходящим за рамки всех законов. Против отца настроили и вооружили сына, обещав ему за голову отца правление Абхазией и другие награды. Этого человека, решившегося на отцеубийство, звали Арсланбек.

Келеш-бей, заметив враждебные намерения Порты и опасаясь их результатов, тайно стал налаживать отношения с Россией, переговоры были прерваны его смертью 2 мая 1808 года. Отцеубийца Арсланбек, завладев богатствами своего отца, его женщинами и их детьми, причем среди них были два его тяжелораненых брата, заперся в крепости Сухум-Кале.

Не найдя среди народа достаточного количества сторонников, чтобы взять бразды правления, и будучи осаждаемым в то же время со стороны моря русскими, к которым бежала несчастная семья Келеш-бея, Арсланбек вынужден был бежать и, покинув Сухум-Кале, искать убежища у черкесов. Его [83] старший брат Сафир-бей, хотя и был рожден матерью незнатного происхождения, а вследствие этого и не мог по законам горцев наследовать власти своего отца, благодаря поддержке России был признан правящим князем. Чтобы ему помочь, русские войска заняли крепость Сухум-Кале. Сафир-бей со всей своей семьей принял христианство, а его старший сын Дмитрий воспитывался в Санкт-Петербурге, в Пажеском корпусе.

После смерти Сафир-бея в 1821 году Абхазия, подстрекаемая Портой и Арсланбеком, восстала, но сын Сафир-бея, Дмитрий, полковник русской службы, был провозглашен правящим князем Абхазии с помощью военной силы, достаточной, чтобы навязать его народу. После смерти Дмитрия, ему наследовал его брат Михаил — нынешний владыка Абхазии. Арсланбек, все это время скрывавшийся то у турок, то у черкесов, не оставлял попыток использовать все возможные средства для подстрекательства Абхазии к мятежу. В конце концов он в этом преуспел: в 1824 году вся Абхазия была охвачена восстанием. Княгиня Тамара, мать правящего князя Михаила, была вынуждена, чтобы спасти себя и семью, покинуть селение Сауксу, свое обычное местопребывание, и бежать в Сухум-Кале.

Князь Михаил заперся в небольшой крепости, расположенной недалеко от Сауксу с двумя ротами русской пехоты, оставленными для его безопасности. Михен, командир полка и комендант Сухум-Кале, вместе с ротой пехоты выступил против селения Анакопия, расположенного в 15 верстах от крепости, чтобы захватить укрепившихся там мятежников, но плачевным итогом этого похода была потеря командира лейтенанта Михена и 60 человек отряда убитыми и раненными во время отступления через густой лес, что не сломило мужества оставшихся, а напротив, подняло его на высочайшую ступень.

Генерал князь Горчаков с отрядом из 1400 пехотинцев и с тремя легкими орудиями был направлен для умиротворения Абхазии. Он встретил мятежников близ реки Кодор, и сражение развернулось на [84] территории от этой реки до Сухум-Кале. Узкая тропинка, идущая сквозь густой лес вдоль берега моря, была использована мятежниками для сооружения преград в нескольких местах; однако русский отряд, которому с моря помогали огнем фрегат и два брига, а с правого фланга - мингрельское войско, сумел преодолеть все эти препятствия и дошел до Сухум-Кале.

Чтобы из Сухум-Кале добраться до селения Сауксу, в окрестностях которого были окружены две роты русской пехоты, нужно было преодолеть не меньше препятствий, так как дорога на протяжении 30 верст была испорчена бунтовщиками и перегорожена завалами.

Князь Горчаков избежал этих препятствий, посадив свой отряд на упоминавшиеся выше военные корабли, шедшие вдоль берега, и высадился в Пицундской гавани. Бунтовщики совершенно не ожидали такой развязки, они были захвачены врасплох до такой степени, что даже не смогли воспрепятствовать отряду Горчакова соединиться с двумя ротами, о которых говорилось выше, а затем сдались.

Арсланбек снова был вынужден скрываться у кубанских черкесов, где и находится по сей день. Экспедиция князя Горчакова стоила России более ста человек, но следует принять во внимание, что экспедиция была предпринята в самое неблагоприятное время года, а именно в июне, когда леса особенно густы, а реки, наполненные дождями и растаявшими снегами, разлились, что усилило средства обороны мятежников и создавало дополнительные препятствия продвижению русских войск.

Хотя права нынешнего правящего князя и были потом признаны всеми абазами, его влияние среди них все же очень ограничено и даже, можно сказать, отсутствует, особенно в среде жителей, которые исповедуют ислам, а они составляют две трети всего населения Абхазии.

В современном состоянии население Абхазии насчитывает около 10—12 тысяч семей, занимающих 5 округов, один из которых — Самурзаканский - [85] зависит от мингрельского князя; другой — Цебельдинский, представляет собой независимое образование, не признающее верховной власти России, а также не подчиняющееся и правящему абхазскому князю. Хотя три остальных округа — Абшивский, Абхазский и Бзыбский — считаются находящимися под властью князя Михаила Ширвашидзе, назначенного русским правительством правящим князем Абхазии, ему подчиняется только Бзыбский округ. Абхазский подчиняется дядьям князя Михаила: Батал-тееру и Хасан-бею, последний из которых оказывает громадное влияние на народ и очень предан России. Наконец, Абшивский округ подчиняется Али-бею, двоюродному брату правящего князя.

Преданность этих князей России была доказана на деле, чего нельзя сказать о знати и духовенстве (муллы), большая часть которых поддерживает связь с Оттоманской Портой и по части торговли, и по религиозным проблемам. Большинство народа не признает власти ни России, ни Османской империи из-за своего непокорного характера, они ценят превыше всего личную независимость.

Порта не прекращает поддерживать тайные связи с Абхазией с помощью Трапезундского паши, который отправил туда корабли для торговли пленными и умеет поддерживать там состояние смуты. Тем не менее во время войны между Россией и Турцией в 1828—1829 годах абазы оставались спокойными благодаря влиянию Хасан-бея, майора русской службы, о котором речь шла выше. Однако во время его пребывания в 1830 году в Тифлисе вновь начались смуты в Абхазии; власть князя Михаила Ширвашидзе перестала признаваться многими абхазскими князьями, которые даже разграбили некоторые его богатства и взяли пленных.

Для того чтобы эта область в будущем была спокойна и в то же время чтобы прекратить торговлю пленными русскими и мингрелами, продаваемыми тайно туркам, особенно жителями селения Келасури, русское правительство решило оккупировать Абхазию и утвердиться там навсегда. [86]

С этой целью генерал Гессэ был направлен в Редут-Кале с двумя батальонами пехоты и несколькими сотнями казаков. Они проникли в Абхазию и с помощью нескольких военных кораблей в июле 1830 года, не без сопротивления абазов, закрепились в Сауксу, Пицунде и Гаграх, а 44-й стрелковый полк расположился в Бомбори — местечке близ Сауксу, чтобы остаться там постоянно. Кроме того, русские военные корабли в течение всего судоходного периода курсировали у восточного побережья Понта Эвксинского, чтобы воспрепятствовать турецким судам приближаться к берегу и вести торговлю рабами.

Границы

Абхазия, или Абазия, называемая местными жителями Абснэ, на юге отделена от Мингрелии рекой Ингури, на северо-востоке между ней и различными горскими народами возвышается Кавказский хребет; на севере и северо-западе река Гагрипша отделяет ее от садзов и других черкесских племен, а на западе и юго-западе ее омывает Черное море. Ее географическое положение — между 42 ° 40' и 43 ° 30' северной широты и между 57° 40' и 59° 30' восточной долготы.

Расположение

Большой Кавказский хребет является восточной границей Абхазии и пересекает ее на протяжении более 100 верст с юго-востока на северо-запад. Его ответвления на всем протяжении тянутся к морю в нескольких направлениях и образуют на юге просторную долину, граничащую с долиной Риони. Эта долина по мере продвижения на север сужается, подножья горных отрогов находятся на расстоянии всего'одной версты от крепости Сухум-Кале.

К северу от Сухум-Кале горы приближаются к морю сначала пологими склонами, а затем крутыми спусками и, не доходя до Пицундского монастыря, обрываются скалами, и перекрывают дорогу, идущую в восьми верстах от берега. Дальше, у реки Бзыбь, [87] находящейся в пяти верстах к северу от Пицунды, горы сначала отходят от моря на 10 верст, затем снова потихоньку приближаются, а на северной границе Абхазии, за рекой Гагрипшей близ развалин Гагры, обрывистый отрог Кавказа резко спускается к морю и полностью перекрывает дорогу, идущую в нескольких верстах от берега. Эти отвесные скалы имеют высоту в 165 саженей.

Характер местности

От гребня Главного хребта на девять верст вниз горы представляют собой крутые скалы, покрытые почти вечными снегами; ниже, в расселинах и между гранитными скалами, показывается зелень травяного покрова и кустарники. Если спускаться еще ниже, гранит сменяется известняком и песчаником, а у подножия гор встречаются лишь известковые скалы, покрытые пластами глины.

Внутренние склоны гор покрыты густым лесом, состоящим в основном из орешника и дубов, очень подходящих для строительства кораблей. Дикий виноград и ежевика обвивают столетние деревья в долинах и делают эти леса столь густыми, что пешеходу почти невозможно туда проникнуть. Почвы близ берега болотистые или песчаные.

Климат

На равнине, расположенной между устьями Ингури и Кодора на протяжении 70 верст вдоль берега, летом очень жарко, температура доходит до 38°, а зимой мороз не бывает больше 6—8°. На этом пространстве, покрытом бесконечными лесами, где много болот, воздух всегда влажен, а климат очень нездоров.

Именно здесь в течение лета свирепствуют лихорадки: горячечные, гнилые, желчные, нервные и прочие, а осенью — воспаления глаз.

К северу от Кодора воздух становится чище благодаря близости гор; климат становится более [88] здоровым соответственно продвижению к северным границам Абхазии. Здесь жара никогда не бывает выше 25°, а мороз доходит до 12-15°. В низинах в январе выпадает немного снега.

Болеют жители северной части Абхазии реже, лишь иногда их одолевают лихорадки и воспаления глаз, причем последнее заболевание большей частью возникает из-за продымленности их жилищ (грузинские дома — «сакли»). Санитарное состояние наших войск в этой части Абхазии вполне удовлетворительно.

Заливы и гавани

На абхазском побережье две основных гавани — Сухумская и Пицундская, а третья более незначительная — Гагрская. Турецкие суда, называемые «качерма», плавающие обычно вдоль берега, а во время шторма сразу же пристающие к нему и вытаскиваемые на берег, любят укрываться в Сухумской гавани.

Самые большие корабли могут бросить якорь в Сухумской гавани на расстоянии 200—400 саженей от земли. С трех сторон эта гавань закрыта от ветров, но не защищена с запада, что открывает ее сильным, но непродолжительным ветрам, дующим с этой стороны. Морское дно здесь песчано-илистое; на берегу в изобилии имеется пресная вода и много леса. Строевой лес находится в 20—30 верстах от Сухум-Кале на прибрежной полосе ближе к северной границе Абхазии.

Гавань, расположенная близ Пицундского монастыря, представляет собой достаточно надежное укрытие военным кораблям. Она открыта с юго-западной стороны; морское дно илистое, в некоторых местах — песчано-илистое. В 1824 году во время высадки русских войск фрегаты бросили якорь в полуверсте от берега, из чего можно заключить, что небольшие корабли могут находиться здесь в полной безопасности.

Здесь есть в изобилии пресная вода и сосновые леса, пригодные для судостроительства. В 1816 году [89] с разрешения правящего абхазского князя греки построили здесь бриг, килем которого являлся брус длиной в 120 футов, что дает представление о высоте деревьев в этой местности.

Реки и потоки

Абхазия прорезана множеством рек и ручьев. Эти реки представляют собой стекающие с гор Кавказа многочисленные потоки. Они с чрезвычайной быстротой пересекают Абхазию, часто меняют свое направление из-за обильных дождей или таяния снегов. Паводок на них длится с середины апреля до конца июня, в это время они становятся глубокими близ устья и затопляют равнины. Все эти реки практически не судоходны, а когда уровень воды спадает, там легко можно найти брод.

Вот перечень основных рек Абхазии, начиная от границ с Мингрелией и далее с юга на северо-запад:

1. Ингури отделяет Мингрелию от Абхазии и является одной из наиболее важных рек этих мест. Ее истоки — в высокогорье Кавказа, недалеко от Эльбруса, в стране сванов. В Ингури впадает множество мелких притоков. Она течет с северо-востока на юго-запад, берега ее очень крутые. Близ селения Набакеви, в 12 верстах от моря, Ингури разделяется на два рукава: южный течет на юго-запад и впадает в море у крепости Анаклия; северный рукав течет на запад и вскоре впадает в море у местечка с названием Исорет, или Исторет, где в него вливается небольшой приток Исорет.

Левый рукав Ингури судоходен при обычном уровне воды для небольших судов вплоть до селения Набакеви. Если же морские ветры нагоняют песок в русло Ингури да так, что невозможно его преодолеть даже на маленьких лодках, суда находят себе убежище у форта Анаклия. В окрестностях селения Набакеви есть брод, и вверх по реке их везде можно легко обнаружить близ деревень. Хотя вода Ингури мутная, а летом очень холодная, она здоровая. Ингури изобилует всевозможной рыбой. [90]

2. Гачида течет от подножья гор Кавказа довольно быстро и пересекает болотистую равнину, поэтому ее вода не годится для питья. Она почти всегда переходима вброд близ устья.

3. Гудава сливается близ места своего впадения в море с Эртисцкали, а восемью верстами выше в нее впадает поток Окум. Гудава стекает с невысоких гор Кавказа, течение ее не очень быстрое, так что по ней можно плавать на небольших лодках. Брод находится в четырех верстах от устья у селения Гудави. Вода этой реки пригодна для питья.

4. Цориха стекает с Кавказских гор, пересекает Абхазию с очень большой скоростью, при этом русло ее каменисто и она не приспособлена к навигации. Вода ее нездоровая, поскольку река окружена болотами. Когда уровень воды в ней бывает низким, ее можно перейти вброд близ устья, а в течение всего года — пятью верстами выше устья.

5. Галидзга стекает с высокогорья Кавказа, пересекает Абхазию и впадает в море пятью верстами ниже селения Ялори (Илори). Течение Галидзги быстрое и мешает навигации. Вода ее вредна для здоровья из-за заболоченности мест, по которым она протекает. Брод есть в 100 саженях от моря, у устья, но он глубок и становится непроходимым при малейшем ветре с моря. Хороший брод есть в пяти верстах от устья у селения Ялори, а еще один, лучший, в восьми верстах от устья — близ селения Паквеш.

6. Маркула стекает с высокогорья Кавказа и пересекает Абхазскую долину до впадения в море. Она не судоходна из-за малой глубины и каменистого ложа. Вода в Map куле очень хорошая. Вброд ее можно перейти у устья и тремя верстами выше — у селения Маркула.

7. Тамыш тоже стекает с высот Кавказского хребта, течение ее быстрое, дно каменистое. Ее можно перейти вброд у устья во время спада воды, а в течение всего года — четырьмя верстами выше, у селения Тамыш. Вода в реке хорошая.

8. Кодор, или Адзубжа, — одна из наиболее значительных рек Абхазии. Истоки ее находятся на [91] высоком хребте Кавказа, она пересекает Абхазию с северо-востока на юго-запад; Кодор течет в глубоком ущелье, в нее впадает множество маленьких притоков. За селением Цхоби, или Дранда, расположенным в 6 верстах от моря, река разделяется на два рукава. Южный рукав течет на юго-запад до впадения в море. В полуверсте ниже селения Цхоби северный рукав вновь раздваивается и так впадает в море. Устья всех этих рукавов удалены друг от друга на 2—3—4 версты.

Течение Кодера очень быстрое. Лучший брод находится напротив селения Цхоби, в четырех верстах от моря; здесь ширина реки — целая верста, в глубине небольшая. На южном рукаве во время спада воды близ устья есть довольно хороший брод, а так как течение здесь не очень быстрое, то маленькие лодки могут подниматься по этому рукаву.

Северный рукав из-за очень быстрого течения не предоставляет возможностей для судоходства. Дно этой реки каменистое, а вода целебная, хотя и немного мутная.

9. Мачара — небольшая речка, берущая начало у подножья гор, она быстро течет по каменистому руслу и не пригодна для судоходства. Вода в ней хорошая, а удобный брод находится в 50 саженях от устья.

10. Келасури берет начало на высокогорье Кавказа, течет с востока на юго-запад и впадает в море близ развалин небольшой крепости Тхобун. Течение ее слабое, и небольшие лодки могут подниматься по ней на небольшое расстояние от устья.

Возле устья во время спада воды есть брод, а пятью верстами выше, у селения Богстан, реку можно переходить вброд в течение всего года.

11. Гумиста стекает с кавказского высокогорья, течет с северо-востока на юго-запад и впадает в море близ развалин крепости Старый Сухум. Ширина реки — 20 саженей, дно ее каменистое, течение быстрое, что делает ее непригодной для навигации небольших лодок. Вода в реке хорошая. Вброд ее можно перейти близ устья во время спада воды, а тремя [92] верстами выше, напротив селения Ежира,— а течение всего года.

12. Абста - довольно значительная река, стекающая с высокогорья, с горы Ахи-Боху или Плов-Дах. Она течет в ущелье Хоббе по каменистому дну с большой скоростью, что не мешает подниматься на 4 версты от устья на небольших лодках. Вода в реке хорошая. Перейти вброд ее можно во время спада воды у устья, а в течение всего года — у селений Адцы и Аджандари в 9 и 12 верстах от устья.

13. Хапыта стекает с кавказского высокогорья, с горы Харча, и течет по глубокому ущелью Аура, затем впадает в Понт Эвксинский, в Пицундскую гавань. Хапыта — одна из самых значительных рек в Абхазии, она быстро течет по каменистому руслу и не приспособлена к навигации. Вода ее считается самой целебной в Абхазии. Хороший брод находится в восьми верстах от устья.

14. Мычиш стекает с кавказского высокогорья, течет по глубокому ущелью и, вобрав в себя множество небольших притоков, впадает в море в глубинной части Пицундской гавани. Течение реки быстрое, ложе каменистое, а вода целебна. Реку всегда можно перейти вброд напротив селений Чабалурхуа и Алуцхуа. Первое — в 4 верстах от устья, а второе — в 5,5 версты. Река судоход на для небольших лодок на протяжении нескольких верст.

15. Бзыбь — тоже одна из важнейших рек в Абхазии, она стекает с высокогорья Кавказа, течение ее очень быстрое, дно каменистое, и она совершенно не пригодна для навигации. Тем не менее бывает, что черкесы спускают на воду свои маленькие лодки и тайно устраивают набеги на Абхазию.

16. Севадзе — значительная река, стекающая с кавказского высокогорья. Сначала она стремительно несется по глубокому ущелью, а затем удаляется от гор налево. На протяжении нескольких верст река течет через болото, вплоть до своего впадения в море. Ее направление — с северо-востока на юго-запад. За болотом вода этой реки считается нездоровой. [93]

Севадзе можно перейти вброд у устья во время спада воды. Небольшие лодки могут входить в ее устье и подниматься на несколько верст.

17. Гагрипша — небольшая речка, стекающая с гор Кавказа; она быстро течет по глубокому ущелью и впадает в море у развалин Гагрского монастыря. Эта река отделяет Абхазию от горских племен садзов, джикетов и пшавов. Вода Гагрипши полезна для здоровья.

Потоки - Циницхале, Гамыш, Искурча, Пшап и Баслата — большей частью вытекают из болот, их вода нездоровая. Перейти вброд их можно лишь у устья. Речушки — Ачирхуа, Цхуара, Гудаута, Слагара — вытекают из подножий гор, вода их целебна, броды расположены близ устьев, однако во время паводка их нельзя перейти в течение некоторого времени. Ручьи — Губрета, Абгавара, Мессер и Цыр — вытекают из подножий известковых гор, и вода их не годна для питья. Речка Эвидзя тоже вытекает из подножия горы, но вода ее целебна.

В целом, реки и потоки в Абхазии особенно мешают коммуникациям во время паводков, которые бывают периодическими и кратковременными. Первые паводки бывают с конца марта до начала июня из-за дождей и таяния снегов в горах. Последующие же могут начаться в любой момент в результате сильных дождей, особенно осенью. Эти дожди препятствуют в течение некоторого времени переходу вброд даже небольших речек.

Озера

1. Ачар-дзе — небольшое озеро недалеко от моря, расположенное примерно в полуверсте справа от реки Абста и изобилующее рыбой.

2. Энкит — озеро длиной в две версты, шириной в одну версту. Оно находится возле моря между Пицундским монастырем и рекой Бзыбь. Это озеро также изобилует всевозможной рыбой. [94]

Минеральные воды

Источники минеральной воды есть вблизи истоков реки Галидзга, эта вода называется «Абаран», она содержит сернистые и железистые примеси, что делает ее целебной.

Рудники

Кавказские горы, без всякого сомнения, скрывают в своих недрах разнообразные металлы, но жители этих мест, находясь в состоянии абсолютной неграмотности, не умеют их находить.

Уже довольно давно у истоков реки Гумиста нашли свинцовую руду. Для получения свинца потребовалось лишь разбить скалу и один раз нагреть руду — в результате получили превосходного качества свинец. На другом руднике на горе Иезвюста, напротив селения Анакуа, свинец добывают таким же способом; он — такого же качества. Эти рудники никому не принадлежат, и каждый откалывает кусок руды по мере необходимости.

Каменные карьеры

Подножия абхазских гор большей частью известняковые и глинистые. Абхазы поставляют глину с гор для горшечного дела, а также известь и песчаный известняк для разных нужд; они изготовляют из камня жернова, надгробные плиты и точильные камни.

Равнины, горы и леса

Южная часть Абхазии представляет собой обширную долину, поросшую дубовыми лесами и дикими фруктовыми деревьями. Вблизи моря — большие болота, на которых в некоторых местах растет лавр. Длина этой южной долины — 70 верст, а ширина — 10-15 верст. К северо-западу от этой долины на [95] протяжении 80 верст, до северных границ Абхазии, местность гористая и в основном поросшая лесом.

В абхазских лесах растут дуб, бук, орешник, клен, восточный платан-чинара, самшит, неправильно называемый пальмовым деревом, и т. д. Все деревья обвиты виноградом и ежевикой, так что леса становятся настолько густыми, что пешеход с трудом может их пересечь. В северной части Абхазии, недалеко от побережья, можно встретить и сосны.

Дикие животные

В лесах Абхазии водятся пантеры (но увидеть их можно нечасто), медведи, волки, кабаны, олени, косули. В горах встречаются каменные бараны, дикие козы, а также куницы и бобры; на равнинах — шакалы, зайцы и прочие, а из птиц — фазаны (их не так уж и много), большие и малые дрофы, перепела и значительное количество диких уток, гусей и лебедей.

Фрукты

Виноград в Абхазии растет на возвышенностях и в долинах сам по себе; гроздья его невелики, но довольно приятны на вкус; жители делают из него в большом количестве очень крепкое вино, а армяне, живущие здесь,— очень крепкую и вкусную водку.

Яблоневые, грушевые, тутовые, сливовые, персиковые и абрикосовые деревья, съедобные каштаны, айва, орех растут в лесах сами по себе. Их плоды достаточно хороши, особенно яблони, и нет сомнения, что приложив немного труда, здесь можно было бы выращивать отменные фрукты.

Внешний вид и характер абхазов

Абхазы отличаются от черкесов менее правильными чертами лица, у абхазов смуглая кожа, они среднего роста, хорошо сложены, ловкие и закаленные. У абхазов овальное лицо, голова как бы слегка [96] сжатая с боков, короткий подбородок, большой нос, темно-каштановые волосы - все это делает внешность абхазов очень приметной.

Они совершенно безграмотны, жестоки, недоверчивы и мстительны. Поскольку их не защищают ни князья, ни законы, они доверяют лишь самим себе и своему оружию, с которым никогда не расстаются.

Абхазы соблюдают законы гостеприимства, как и все горцы, так что даже их смертельный враг находится в безопасности, когда входит в их дом. Они враждуют с другими горцами, своими соседями, по причине кровной мести; такие отношения у них с джикетами, карачаевцами и другими.

Язык

Язык абхазов имеет сходство с черкесским, но считается самостоятельным наречием. Гюльденштедт рассматривает абхазский и черкесский языки, как двух дочерей одной матери, но Паллас не согласен с ним, замечая, что Гюльденштедт заходит слишком далеко и что на самом деле абхазы лишь употребляют некоторое количество черкесских слов, но основа языка абхазов совершенно отлична от черкесского.

Жилища

Абхазы живут в плетеных, обмазанных глиной домах. Дома одноэтажные, и каждая семья (включающая самых близких родственников) занимает отдельный дом. Дома стоят на расстоянии друг от друга, и каждый из них окружен плетеной и колючей изгородью. Дворы у них просторные и очень чистые, там специально оставляют несколько больших тутовых деревьев, в тени которых семья проводит летом большую часть дня.

Каждая семья живет совершенно уединенно, иногда в полуверсте одна от другой; именно поэтому каждая деревня занимает такое большое пространство.

В хозяйстве у абхазов можно увидеть только [97] самые необходимые вещи. Они перемалывают зерно на небольших мельницах. Во всей Абхазии есть только одна водяная мельница, она находится в селении Сауксу и принадлежит абхазскому правящему князю. Что касается птичьего двора, то абхазы держат лишь кур и голубей, изредка - индюшек. Возле домов у них не заведено иметь ни садов, ни огородов.

Одежда

Одежда абхазов похожа на черкесскую. Они носят полукафтан, а под ним - узкое платье, которое обычно подбито ватой, оно называется «бешмет» или «архалук». Штаны у абхазов узкие, а поверх них носят суконные чулки, которые подвязывают под коленями разноцветной узорной тесьмой (по-русски эти чулки называются «ноговицы»).

На голове абхазы носят суконный капюшон, называемый башлык, который они завязывают, как тюрбан, в хорошую погоду, а во время ненастья концы башлыка опускают. Некоторые из их князей носят небольшие суконные шапочки с меховой опушкой. Вместо сапог абхазы носят сандалии, но многие из них вообще ходят босиком.

Число вооруженных людей

Предположив, что каждая семья может выставить двух вооруженных мужчин, можно сосчитать, что общее количество вооруженных людей в Абхазии -1200; причем в это число не входят жители Цебельдинского общества, которые могут выставить до 5000 вооруженных пехотинцев, а также жители Самурзаканского общества, которые способны выставить до 3000 человек. Мы уже говорили выше, что общая численность населения Абхазии доходит примерно до 10 000 семей.

Абхазы вооружены ружьями, саблями, называемыми у них шашками, которые они носят на плечевой перевязи, кинжалами. У некоторых из них есть также пистолеты, которые носят за поясом. [98]

Земледелие

Абхазы выращивают в основном турецкое зерно — кукурузу, которая дает очень обильные урожаи; также выращивают вид проса, называемого гоми (италийское просо), кроме того, они сеют немного пшеницы, а ячмень не культивируется вовсе. Абхазы не обрабатывают большую территорию, чем им необходимо, чтобы прокормить семью в течение года, и выбирают ту землю, которая им понравится, поскольку им незнакомо деление земли и споры по этому поводу, ввиду того, что обширные просторы Абхазии и так остаются не полностью обработанными.

Животноводство

У абхазов много крупного рогатого скота, животные эти небольшого роста, худые, с выступающими костями и диким взглядом. Овцы здесь превосходные, их мясо нежное, жирное и хорошего вкуса, а абхазские козы считаются лучшими на Западном Кавказе.

Что касается лошадей, то их здесь мало и используются они лишь для верховой езды. В качестве вьючных животных используются ослы. В плуг впрягают быков и иногда буйволов.

Абхазы никогда не обрабатывают землю, чтобы превратить ее в хорошие луга, и, несмотря на довольно частые суровые зимы, даже не думают о том, чтобы запастись сеном, поэтому в течение зимы из-за голода они теряют много голов скота. Пастбища у абхазов находятся в общем пользовании. Трава растет там с апреля до конца осени, ее много, и она превосходная.

Пчеловодство

Жители Абхазии охотно занимаются разведением пчел; абхазский мед совершенно особого качества, его вырабатывают дикие пчелы, живущие на [99] вершинах крутых отвесных скал. Мы уже говорили об этом во введении первой части этой работы.

Промыслы

Абхазы изготовляют ружья, кинжалы и сабли-шашки из железа, получаемого от турок или из Сухум-Кале. Они умеют великолепно обрабатывать металл и превращают его в прекрасную сталь. Среди них есть и мастера-ювелиры, украшающие золотом и серебром оружие, пояса, газыри (трубочки для пороха) и прочее.

В каждой абхазской семье делают грубое сукно желтого или серого цвета для собственного потребления, а также для нужд семьи изготавливают бурки (войлочные плащи) из шерсти собственного производства. Абхазки умеют делать и хлопковую ткань, необработанное сырье для которой привозят из Турции.

У абхазов нет соли и железа. До 1828 года они получали и соль, и железо от турок, а сейчас покупают все необходимое в Сухум-Кале, где армяне снабжают их всевозможными товарами.

Торговля

Когда турки владели Абхазией, торговля в небольшом объеме осуществлялась между этой страной и горцами: из Батума и Трапезунда в Абхазию ввозили железо, соль, всевозможные виды оружия, шелковые и хлопчатобумажные ткани, разноцветный мараскин и порох, которого совершенно нет у абхазов. Они выменивают все эти товары на кукурузу, древесину бука и самшита, на мед и воск, но чаще — на пленников обоего пола, захваченных у русских в окрестностях крепости Сухум-Кале или у мингрелов.

Основная торговля осуществляется в устье южного рукава реки Кодор, где обычно бросают якорь большие турецкие корабли. Черкесские лодки также часто приплывали вести торговлю напротив селения Сауксу. В 1827 году абхазы начали посещать рынок в Сухум-Кале, где покупали все необходимое у армян. [100]

Своих денег у абхазов нет, хождение у них имеют турецкие монеты из золота или серебра. Не так давно они стали брать во время сделок и русские серебряные рубли.

Подати

Абхазский народ платит подати, которые требует правящий князь Абхазии (глава народа), но часто абхазы отказываются их платить. От своих собственных крестьян, число которых очень невелико, князь получает в год одну корову, один кувшин вина и третью часть зерна от урожая — от каждой семьи.

Религия

Множество развалин древних храмов и монастырей свидетельствует о том, что некогда в Абхазии исповедовали христианство. Турки, получив огромное влияние на горские народы, постарались при помощи мулл, которых посылали на Кавказ, утвердить здесь ислам и искоренить христианство, что особенно им удалось сделать в Абхазии.

Но следует отметить, что население Абхазии, оставив христианство, не получило ясного представления об исламе; таким образом, большая часть жителей Абхазии стала идолопоклонниками, вернувшись к старым языческим религиозным воззрениям.

Не так давно отец нынешнего правящего князя со всей своей семьей перешел в христианство; кроме княжеской семьи в наши дни крестились и немногочисленные подданные князя, остальные продолжают исповедовать ислам или привержены язычеству; у них практически нет ни церквей, ни священников, проводящих службы. Во всей Абхазии только один священник отправляет службу в единственной церкви селения Сауксу, где живет правящий князь Абхазии.

Различия в религии, возможно, являются причиной того, что большая часть жителей Абхазии не подчиняется своему владыке. В том числе и князья Даруквиналишвили, живущие близ Пицунды, [101] которые, используя свое влияние на жителей соседних деревень и свои контакты с черкесами, часто бунтуют и содействуют черкесским набегам на земли Абхазии.

Законы

По одному очень древнему закону убийца должен отдать родственникам убитого 15 крестьян-мужчин, лучшую из своих лошадей вместе с седлом, саблю (шашку), ружье и пистолет. Если он не в состоя-• нии выполнить эти условия, родственники убитого имеют право расправиться с убийцей, и после этого кровная месть между родственниками с обеих сторон прекращается.

По абхазской традиции за воровство следует возместить владельцу двойную цену украденной,вещи, а кроме того, вор обязан отдать правящему князю одного человека. Если же вор не владеет крестьянами, он должен сам служить князю в качестве раба. У той части населения, которая исповедует ислам, муллы разбирают спорные дела в соответствии с Кораном, но лишь в том случае, если это дело не входит в компетенцию правящего князя.

Деление населения на классы

Абхазы делятся на три класса: 1) крестьяне, которые могут быть свободными, могут быть рабами или военнопленными; 2) дворяне и 3) князья, которые подразделяются на удельных и правящих. Кроме этих трех основных классов есть еще и четвертый, называемый «чинакма». Представители этого класса пользуются теми же правами, что и знать, но в него входят люди низкого происхождения, например, крестьяне, несущие военную службу при княжеской особе или выполняющие обязанности телохранителей.

Влиятельные семьи

Абхазы почитают множество древних княжеских семейств и семей дворян. Насчитывают 8 княжеских семейств и 5 дворянских. [102]

Княжеские семьи:

1. Ширвашидзе

2. Ангибадзе

3. Янухвари

4. Иналишвили

5. Зепишвили

6. Маршания

7. Чхотуа

8. Чебалихуа

Дворянские семьи:

1. Моргания

2. Лакрибай

3. Зомбай

4. Акритоа

5. Мекамбея

Подразделения Абхазии

Народ, населяющий Абхазию, подразделяется на пять обществ (округов), вот их перечень:

I. Самурзаканское; П. Абживское; III. Цебельдинское; IV. Абхазское; V. Бзыбское.

I. Самурзаканское общество находится между реками Ингури и Галидзга. Оно считается принадлежащим Мингрелии и находится под покровительством мингрелького правящего князя Левана Дадиа-ни. Земли этого общества большей частью состоят из равнин и низин, здесь мало горных поселений. Вот список поселений Самурзаканского общества:

1. Пахулани - 80 дворов

2. Саберио - 200 дворов

3. Нагазирхи - 60 дворов

4. Чугурчинчи - 60 дворов

5. Агилон - 100 дворов

6. Барбала - 200 дворов

7. Набакеви - 300 дворов

8. Отобая - 15 дворов

9. Гагида - 50 дворов

10. Речхи - 60 дворов

11. Цхири - 40 дворов

12. Гали - 80 дворов [103]

13. Репи - 12 дворов

14. Окум - 160 дворов

15. Скортали - 45 дворов

16. Сарча - 60 дворов

17. Гудава - 60 дворов

18. Бигагдяра - 49 дворов

19. Кварчели - 72 двора

20. Капита - 35 двора

21. Илори - 60 дворов

Общее число дворов: 1798

II. Абживское общестсо расположено между реками Галидзга и Кодер. Во главе этого общества стоит родственник князя Ширвашидзе по имени Али-беи. Большая часть жителей этого округа живет на равнине, покрытой густым лесом. Остальные жители нескольких селений обитают у подножия гор Кавказа. Вот список названий поселений этого общества:

1.Урты - 60 дворов

2. Кортенал - 80 дворов

3. Пятгуа - 80 дворов

4. Емкит - 60 дворов

5. Поквеш - 120 дворов

6. Губ - 100 дворов

7. Чилоу - 300 дворов

8. Тхино - 110 дворов

9. Мокв - 80 дворов

10. Маркула - 60 дворов

11. Жигерда - 100 дворов

12. Квитяур - 200 дворов

13. Кендых - 60 дворов

14. Самахариу - 80 дворов

15. Тамыш - 80 дворов

16. Письяк - 50 дворов

17. Атара - 100 дворов

18. Нярзын - 40 дворов

Общее число дворов: 1760 [104]

III. Цебельдинское общество занимает территорию между реками Кодер и Келасури, она простирается от Кавказского хребта до линии в 15 верстах от моря. Кодор и Келасури — единственные реки в округе, но здесь есть множество источников и родников, бьющих в горах. Деревни, как правило, расположены возле источников.

Это общество никогда не присягало правящему абхазскому князю, напротив, оно полностью отделено от него и, полагаясь на свои богатства, а также на препятствия, которые их ощетинившаяся скалами территория воздвигает перед любыми вторжениями, оно даже пытается подстрекать к мятежу другие общества.

Жители Цебельдина не признают никаких владык, тем не менее могущественная и богатая семья князей Маршания имеет некоторое влияние на них. Поселения, относящиеся к этому обществу, насчитываются в количестве 30, но число дворов в каждом поселении неизвестно до сих пор. Вот перечень этих поселений:

1. Чижеуш 16. Абгалавира

2. Чочореш 17. Абгидзир

3. Маранба 18. Авушта

4. Онтипур 19. Арахумва

5. Жахас-кер 20. Ангара

6. Антхель 21. Жина

7. Када 22. Тахина

8. Горгеул 23. Абвадуквара

9. Чала 24. Судаташ

10. Жимпал 25. Науш

11. Амзара 26. Цихваликет

12. Вардан 27. Апанча

13. Даль 28. Жумайста

14. Вашкаран 29. Куджаа-Хабле

15. Агаш 30. Горгеуль

IV. Абхазское общество расположено между реками Кодор и Гумиста, им управляют дядья правящего князя всей Абхазии, их зовут Хасан-бей, Батал-бей и Теер-бей. Большая часть жителей этого общества [105] занимает территорию предгорий Кавказа, очень немногие из них живут на равнинах. Все это пространство покрыто лесом. Вот список поселений этого общества:

1. Кодор, или Аджубза - 240 дворов

2. Хегрипш - 40 дворов

3. Цхоби, или Дранда - 100 дворов

4. Пшап - 40 дворов

5. Багаз-Яшта - 40 дворов

6. Парнаут - 80 дворов

7. Гурлипши - 60 дворов

8. Мархеуль - 200 дворов

9. Эйбахудзе - 40 дворов

10. Амхель - 40 дворов

11. Баштан, или Багстган - 60 дворов

12. Акапа - 200 дворов

13. Абжакуа - 60 дворов

14. Бырц - 20 дворов

15. Гума - 120 дворов

Общее количество дворов: 1340

V. Бзыбское общество простирается от берега моря до гор Кавказского хребта между реками Гумиста и Гагрипша. Владыка этой местности — абхазский правящий князь Михаил Ширвашидзе, которому этот округ достался в удел. Пространство, на котором он расположен, очень гористое, начинаясь от Кавказского хребта, округ тянется вплоть до моря; между горными кряжами здесь можно найти превосходные долины, богатые травой, а большие равнинные участки используются для земледелия.

Горы большей частью покрыты здесь дубами и фруктовыми деревьями. На берегу моря в шести верстах от Пицунде ко го монастыря растут сосны, подходящие для судостроительства и даже для изготовления корабельных мачт. Вот названия бзыбских поселений:

1. Ешира - 100 дворов

2. Дзиета - 65 дворов [106]

3. Шацхуара - 32 двора

4. Акуа - 79 дворов

5. Анакуа - 180 дворов

6. Адцы - 200 дворов

7. Аджандара - 90 дворов

8. Куланурхуа - 80 дворов

9. Мицара - 60 дворов

10. Сауксу, или Лихня - 400 дворов

11. Архуа - 40 дворов

12. Обернахуа - 60 дворов

13. Дрипш - 100 дворов

14. Дудрипш - 180 дворов

15. Риута - 100 дворов

16. Чагурхуа - 30 дворов

17. Апуцхуа - 180 дворов

18. Звандрипш - 200 дворов

19. Квадкамуа - 50 дворов

20. Джиджирпин - 30 дворов

21. Орданирхуа - 5 дворов

22. Бача - 40 дворов

23. Одкера - 35 дворов

24. Чабалурхуа - 100 дворов

25. Папца - 30 дворов

26. Мхерста - 60 дворов

27. Бармыш - 75 дворов

28. Блабхуа-Калихвари - 140 дворов

29. Пицунда, или Бичвинта - 100 дворов

30. Шиляра - 70 дворов

31. Азердан - 49 дворов

32. Васа - 80 дворов

33. Апса - 80 дворов

Общее число дворов: 3120

Примечание. Детали топографического, статистического и этнографического характера об Абхазии и абхазах были почерпнуты в записках барона Аша — капитана Генштаба, который в 1830 году участвовал в экспедиции генерала Гессэ.

Электронная версия текста перепечатывается с сайта
http://www.vostlit.info/ 


Далее по теме читайте:

Абхазия (краткая историческая справка).

Абхазы  (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.

Исторические лица Абхазии (биографический справочник).

 

 

БИБЛИОТЕКА АПСУАРА



Яндекс.Метрика

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку