|
|
К.Д. Кудрявцев
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ПО ИСТОРИИ АБХАЗИИ

Беслетский арочный мост (XII век).
Иллюстрация с обложки книги.
ПЕРИОД ВАССАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В «Картис-Цховреба» списка Броссе имеется известие, относящееся к первой
четверти VII века, дающее нам материал для обрисовки политического положения
Абхазии. По словам хроники византийский император Ираклий I, царствовавший с
610 по 641 годы, назначил потомственным правителем – наместником Абхазии Леона
(Льва). По словам летописей, Леон был Багратидом, а именно происходил из
Багратидов и был потомком царицы Елены. Кроме того, по словам тех же летописей,
Леон получил от Ираклия звание куропалата (по летописям – kurapalati), которое
считалось в Византийской империи одним из почётных.
Получение Леоном владения Абхазией и титула куропалата преданиями относятся
к 622 году. Но это неверная дата. К 619 году относится другое известие из жизни
Леона (о событии смотри ниже), которое последовало за первым, так что первое не
могло быть позже 619-го года. Но оно не могло быть ранее 610-го года, года
воцарения императора Ираклия, который по преданию «дал» Леону право на владение.
Так что мы должны сказать, что эти события произошли в промежутке между 610-ым и
619-ым годами.
Мы, как это обычно и принято ещё со времен грузинских летописцев, этого
именно Леона будем звать Леоном I.
Некоторое время спустя – в 619-ом году, Ираклий передал Леону город и
крепость Никопсию. Это увеличение владений Леона, по словам летописей, было
компенсацией за помощь и поддержку, оказанную им Ираклию в войне, которую тот
вёл в то время с Персидской монархией.
Только что приведённые сообщения, передача Леону Абхазии, получение им
титула куропалата, передача ему Никопсии, невольно ставят перёд исследователем
вопрос о положении Леона, а вместе с ним и Абхазии. На первый взгляд, по
летописи Леон является обыкновенным чиновником, назначенным в отдалённую
незначительную провинцию. Но неужели чиновник за то, что исполняет перед своим
центром, главнейшую по тем временам, обязанность, – идёт на войну с врагом
метрополии, мог получать округление владений?
Тут же встаёт и другой вопрос. Историк А. Головин в своей «Истории Грузии»
говорит, что «куропалат» был титул, который византийские императоры с VI века
начали давать иностранным вассалам в вознаграждении их заслуг. Порфира, корона
и знамя составляли знаки этого звания. Мы знаем, что это звание считалось, в
особенности на Востоке, настолько почётным, что владетели в важнейших
государственных актах и даже на монетах всегда его ставили, например: куропалат
Ашот, Давид куропалат и т. д. И тут перед нами встаёт вопрос, требующий ответа.
Неужели чиновник небольшой, отдалённой провинции мог получить почётный
придворный титул, сопровождающийся такими знаками, как порфира, корона и знамя,
дававшийся исключительно иностранным полунезависимым владетелям?
Невольно рождается предположение, что Леон не являлся чиновником, а
полунезависимым владетелем, полусамостоятельным правителем, вассальным князем,
а Абхазия не то полунезависимым владением, не то полусамостоятельной
провинцией, не то вассальным княжеством, не то владением, находившимся под
сильным политическим и экономическим влиянием Византии.
Это предположение ещё более укрепляется от целого ряда намёков, содержащихся
в летописях. Прежде всего, это указание хроникёров, что Леону была дана Абхазия
в «потомственное» владение, что скорее к лицу владетеля-правителя, чем
чиновника-наместника. Потом намёками в хрониках о получение Леоном Абхазии не в
управление, а в «удел». Затем проскальзывающие в хрониках заметками о
«царственном» происхождении Леона (через царицу Елену), что опять-таки говорит
нам о том, что Леон – владетель-царь, а не чиновник.
Мы ранее обрисовали «Картлис-Цховреба» и источник, давший материалы к её
составлению: это фамильная хроника Багратидов. Вполне понятно, что эта хроника
хотела видеть во всех владетелях свою кровь. И она с правом и без него находила
её в грузинских, армянских, византийских и других монархах.
До составления хроники Багрздитов, т. е. в первой и частью второй четверти XI
века, Абхазия была более крупным государством, чем другие закавказские. Вполне
понятно, что составитель хроники Сумбат и в Леоне нашёл кровь Багратидов, желая
этим польстить современным ему Багратидам, и произвёл Леона из рода
Тао-кларжетских Багратидов, т. е. тех именно Багратидов, которые в то время
царствовали в Грузии. А из этой фамильной хроники Багратидов эта легенда
перешла и в «Картлис-Цховреба», вернее фамильная хроника Багратидов является
частью «Картлис-Цховреба».
Между тем история Абхазии последних веков перед Леоном ясно говорит, что
восстания тотчас же сметали всех иноземных наместников, будь то визанвийский или
персидский.
Разобрав все данные, мы приходим к следующим выводам. Один из туземных
правителей, которого мы видим почти во все времена, благодаря неизвестным нам
пока причинам, объединил Абхазию в одно владение. Византийские императоры,
считаясь свершившимся фактом, санкционировали его и официально передали Абхазию
во владение Леона и его потомства. И, как полунезависимому владетелю, дали титул
куропалата, что, сопоставляя разные данные, мы предполагаем отнести к 612-му и,
в крайнем случае, к 613-му году.
За помощь, оказанную этим владетелем Ираклию в войне с персами, ему была
передана и находящаяся в Абхазии византийская крепость Никопсия, которая, если
бы Леон был византийским наместником, итак бы находилась в его управлении. Но,
так как он был туземным правителем, то понятно, что византийская крепость была
не в его руках, а в руках византийцев. И, по всей вероятности, Ираклий счёл за
лучшее иметь расположенного к себе вассала, чем вассала, настроенного к захвату
находящейся в центре его страны крепости. И вполне возможно, что Ираклий,
занятый персидскими войнами, и не рассчитывал удержать её за собой, имея
соседом крепнущее государство.
Несколько лет спустя после этого, в 623-ем или 624-ом году во время
продолжавшейся войны с Персией, император Ираклий задумал вторгнуться в её
пределы. Армия императора в это время состояла из отрядов чисто византийских
войск и союзных, состоящих из абхазцев, лазов и иберов, т. е. грузин. Узнав о
намерении императора перейти пределы персидской монархии, войска Ираклия, в
особенности, состоящие из союзников, отказались отправиться в поход. Нежелание
армией похода поставило Ираклия в затруднительное положение. Между тем
разъединённые персидские отряды были собраны в одну большую армию под
начальством полководца Сарбараца. Сарбарац немедля выступил в поход и двинулся
через Армению на Ираклия. Это ещё более ухудшило положение императора.
Византийские войска, видя, что опасность угрожает уже им, «одумались» и изъявили
желание подчиниться дисциплине и отправиться в Персию. Но, было уже поздно, и
Ираклий вынужден был отступать. Отступление велось через «провинцию» гуннов, но,
несмотря на это, персидская армия преследовала Ираклия по пятам. В это время
абхазам и лазам, видимо надоело проливать свою кровь за чужие интересы, они
решили покинуть византийскую армию и вернуться на родину, что и сделали.
Судя по впечатлению от отношений Льва I к Византии, и, в частности, к
Ираклию, мы предполагаем, что Леона уже не было в живых. Упоминающегося же во
время нашествия Мурвана Кру или Мурвана Глухого Леона мы считаем новым лицом по
следующему основанию. По нашим предположениям, Леон I получил Абхазию во
владение в 612-ом году, а нашествие арабских войск под предводительством
Мурвана Глухого было в 668-ом году. Таким образом, трудно допустить, чтобы один
человек был владетелем страны в течение 56 лет, даже предположив его смерть в
тот же год нашествия арабов.
Из жизнеописания известного по своей деятельности в восточной церкви Кира мы
узнаём, что сам Кир занимал в 626-ом году (14 индикт) епископскую кафедру в
Севастополисе.
В 630-ом году Кир был утверждён патриархом в Александрии и впоследствии
приобрёл популярность.
К 70-ым годам VIII века относится событие, рассказываемое грузинскими
летописцами. Спасаясь от наступающих арабов, грузинские цари Арчил и Мир
(663–668) прибыли в Абхазию. Арабы их преследовали и осадили крепость Анакопию,
в которой заперлись Арчил и Мир, и крепость Субаку (или Собга-Цибелиум по
«Картлис-Цховреба» списка Броссе) на границе Осетии, где держался византийский
правитель в Абхазии Леон. Но постигшее эпидемическое заболевание среди арабских
войск заставило их отказаться от осады названных крепостей. Царевич Вахушт в
своей истории рассказывает о возвращении арабских войск под предводительством
Мурвана. В добавление к несчастьям, постигших арабские войска, прибавилось новое
– при переправе через разлившуюся реку Токвер погибло 6000 лошадей. С тех пор
эта река с тех пор и стала зваться Конской или Лошадиной рекой (по-грузински –
Цхенис-Цкали). Вахушт относит этот поход Мирвана Глухого к 646-му году, но это
неверная дата уже потому, что установлено время царствования Арчила и Мира в
663–668 годах.
К началу царствования императора Константина IV Копронима (668–685 гг.) мы
имеем письмо анакрисария святого Анастасия к ганенсемскому пресвитеру Феодосию.
Святой Анастасий, ученик святого Максима исповедника, был сослан одновременно с
учителем своим в 662-ом году в крепость Букул в Мисимиане. После долгих мучений
и скитаний он попал в A6xазию к правителю её Григорию, встретившего его с
уважением и давшего ему спокойный и хороший приют. Святой Анастасий в своём
письме упоминает об абхазских миссионерах, блаженном священнике – ключаре Иоанне
и его сыне св. Стефане, разыскавшем после долгих поисков по соседним странам
его, – автора письма св. Анастасий восхваляет абхазцев как благочестивых и
добрых христиан, а так же их характер, нравы и обычаи.
Упоминаемого в письме Анастасия правителя Абхазии Григория нужно считать
третьим исторически известным лицом из рода Леонидов эпохи
полусамосостоятельного существования страны.
В армянской географии VI века, которую известный знаток армянской истории К.
П. Патканов считает написанною Ананием Ширакацы, – имеются сведения и о стране
Абхазцев: «между болгарами (кубанскими) и Понтийским морем живут народы Гарши,
Куты, Сваны до города Митинунта. На морском берегу страны Авазгов, где живут
аншилы и абхазы до приморского своего города Севастополиса и далее до реки
Дракона, текущего из агван и отделяющего Абхазию от страны Егер».
На рубеже двух столетий (VII и VIII вв.) мы узнаём, что в Абхазии имеется
автокефальная архиепископская кафедра. Эта кафедра значится 34-ой по списку
подчинённых константинопольским патриархам и находится в городе Севастополисе.
К началу вторичного царствования Юстиниана II Ринотмета (705–711 гг.) мы
имеем известие о том, что будущий владыка Византии в то время протоснафарий Лев
Исаврийский (717–741 гг.) был отправлен императором в Аланию (современная
Осетия). Задачей протостафария Льва Исаврийского, посланного со значительной
суммой денег, было восстановление алан против возмутившихся и изменивших
верности Византийской империи абхазцев. Летописец говорит, что последствиями
миссии Льва Исаврянина было нападение аланов на абхазцев, сопровождающееся
вероломством.
Это известие для нас важно и интересно своей показательностью, что
самостоятельная и открытая борьба с абхазцами становится не под силу Византии и
её императорам. Эти события подготавляют нас к известию о полном и
окончательном освобождении абхазцев из-под византийского ига.
«Картлис-Цховреба» списка Броссе уже с 720-го года начинает упоминать о
самостоятельных абхазских католикосах. Мы должны предупредить о часто
встречающихся ошибках и неправильностях в хронологии этого документа вообще. И
в данном случае мы думаем, что грузинские историки предупредили событие
приблизительно на сотню лет.
Второй период – от вступления на престол Юстиниана до передачи Абхазии Леону
I императором Ираклием, т. е. VI и начало VI века. Этот период можно назвать
веком восстаний и веком укрепления христианства. Первое определение
подтверждается восстаниями при Евфранте, Скипарне, Опсите, в 550-ом году, в
551-ом году против персов, в 572-ом году против византийцев. Второе же –
деятельностью Юстиниана, Евфранта, учреждением архиепископской кафедры в
Пицунде и др. Третий период – от вступления в управление Абхазией Леона I до
описываемого момента, т. е. VII век без начала его и почти весь VIII век. Этот
период мы можем с полным правом назвать временем полунезависимого,
полусамостоятельного существования Абхазии как государства. Этот период, как мы
уже замечали, подготовляет страну к полному отделению от Византийской империи.
Такое полусамостоятельное существование Абхазии под управлением своих
потомственных правителей позволяет ей накопить ту сумму экономических и
культурно-общественных факторов, которые по тем временам позволяли стране стать
независимой и вести самостоятельную политику. Подтверждение этому видим и в
самостоятельной архиепископской кафедре в Севастополисе, в которой грузинские
хроникёры уже видят самостоятельную церковь, возглавляемую католикосатом.
Заканчивая речь об исторических памятниках Абхазии времени византийского
владычества и их влияния в стране, хотелось бы подвести итоги. Рассматривая
исторические данные, относящиеся к византийской эре в Абхазии, и, изучая жизнь
и деятельность византийцев в Абхазии, мы должны сказать, что это господство
принесло Абхазии все же больше культурных плюсов, чем минусов.
Но, высказывая это положение, мы не утверждаем его и находим, что
окончательное решение этого вопроса дело будущих исследователей абхазской
истории.
Кудрявцев К.Д. Сборник материалов по истории Абхазии. Сухум. 2008.

Далее по теме читайте:
Абхазы -
(самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.
Абхазия
(краткая историческая справка).
Исторические лица Абхазии (биографический справочник).
|