Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев
Нарты у чернолицых людей
Однажды все сто нартов одели доспехи, наполнили дорожные мешки медовыми
лепешка оседлали огнеподобных коней и двинулись в путь.
Вот они едут, едут. Где ночь застанет там и ночлег. Раскрывают дорожные мешки
достают медовые лепешки, утоляют голод и жажду. Потом ложатся спать. А спящих
берегут младшие: ходят взад и вперед - глаз не смыкают.
Поднявшись с утренней звездой, умывшись и подкрепившись пищей, сто братьев
снова пускаются в путь.
Вот они едут, едут. И поют. Запевает Кятаван. Он поёт:
-Уа, рарира, райда, раша! (непереводимый припев)
Песню эту подхватывает нарт Кун. Затем вступают голоса остальных нартов. Люди
слышат те песни с удовольствием говорят:
-Это нарты славу добывать едут.
Вот они едут, едут... Песня сокращает путь. Песня прогоняет усталость. И
рассказы помогают - слушаешь их и дорога кажется не такой уж длинной. Поэтому
Сит, предводитель нартов, слегка придержав коня, обращается к Нашбатакве:
-А ну-ка, сократи нам путь.
Можно ли ослушаться Сита? И Нашбатаква начинает рассказ о делах минувших
дней. Слова его порою смешат, порою заставляют призадуматься. Устанет Нашбатаква
-его сменяет Адлагиква, Адлагикву - еще кто ни будь. Так незаметно и проходит
время.
Снова день клонится к вечеру. Где же заночевать? Вот прекрасная лесная
опушка. Пока солнце еще не зашло, несколько нартов входят в лес и возвращаются
оттуда с дичью. А младшие тем временем разводят костёр - нартский костер из
огромных бревен! Вот уже готовы вертела из фундуковых ветвей, и мясо нанизано -
жиром на огне сочится. Что и говорить: ужин удался на славу!...
Так путешествовали они полтора года. И однажды в полдень выехали на зеленую
поляну. Посреди поляны высилось большое развесистое дерево. Нарты устали и были
голодны, поэтому Сит сказал:
-Доедем до того дерева, отдохнем под его сенью да заглянем в свои дорожные
мешки. И коней своих огнеподобных отпустим - пусть пасутся на воле.
Никто не стал перечить Ситу. И нарты направились к дереву, спешились под его
тенистыми ветвями, поставили коней вокруг, и не просто поставили, а накинули
узду одного коня на луку седла другого. А сами расстелили бурки и уселись в тени
дерева. Младшие из них принялись разжигать костры и готовить пищу. Когда же
огнеподобные кони отдохнули немного, нарты, привязав уздечки к стременам,
выпустили коней в широкое поле.
Дым от костров взметнулся к небу. И заметили тот дым далекие люди, жившие на
расстоянии дневного пути от дерева, под которым отдыхали нарты. Была у тех людей
кожа черная-черная, а зубы верхние - белые-белы и нижние тоже - белые-белые.
Мужественный человек и тот испугался бы, увидев их!
Снарядили черные люди своих воинов и наказали им разузнать, что это за дым, и
сообщить обо всем виденном незамедлительно.
Направились воины к дереву и увидели издали нартов. Разве могли они идти
дальше? Напуганные видом героев, вернулись чернолицые к своим и рассказали об
всем.
И вот собрались чернолицые - мужчины и женщины, старые и молодые, одним
словом, все, кто только мог ходить. Посоветовались меж собой и решили так:
- Пока живы - будем биться. Давайте строить укрепления с той стороны, откуда
идут богатыри.
И начали они рыть землю и возводить стены.
А нарты и не подозревали, какой из-за них переполох у чернолицых. Сидят себе
спокойно, поют и беседуют.
Наступила ночь, а за ней утро. С первыми лучами солнца отправились нарты в
путь, и к исходу дня заметили чернолицых. Очень обрадовались нарты. Еще бы:
неизвестные люди, неизвестная страна!
Чернолицые тоже заметили нартов и стали готовиться к битве. Решили они
подпустить нартов поближе - на расстояние полета стрелы, чтобы вернее поразить
врага.
Нарты были смелыми и умными. Отобрали они не скольких воинов и послали их к
чернолицым без оружия, чтобы те убедились, что к ним идут не враги, а друзья.
Вот подошли безоружные нарты на близкое расстояние, а чернолицые пустили в
них стрелы. Острые стрелы ранили двух нартов, и пришлось всем нартам вернуться к
своим. Хоть локти кусай от досады! Что же оставалось делать?
Ещё раз послали они к чернолицым своих безоружных братьев, но и на этот раз
случилось то же, что и в первый раз.
И вот все сто сели на огнеподобных коней и бросились на чернолицых.
Бросились, как разъяренные зубры, разрушили стены укреплений и порубили шашками
самых отчаянных храбрецов, многих из них потоптали копытами своих коней.
Увидели чернолицые нартов и поняли, что невинным вреда они не причиняют.
Успокоились. Попросили мира, и помирились с ними нарты.
Прожили братья у чернолицых ровно месяц. А когда собрались в обратный путь,
то сказали так:
-Пошлите вместе с ними своих людей, пусть они увидят и нашу землю.
Чернолицые задали на прощанье пир. А затем выделили в провожатые сто
чернолицых. И подарили нартам много скота.
Вот вернулись в Апсны сто братьев - нартов. С ними - сто чернолицых из
далекой земли. От этих, от чернолицых происходят чернолицые, живущие и доныне в
селе Адзюбжа*
Вот как ходили в походы великие нарты!
Примечания
*Адзюбжа - село на берегу реки Кодор, где до сих пор проживают потомки негров.
Вернуться к
оглавлению книги
Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти
братьев. Сухуми, "Алашара" 1988.
Далее читайте:
Абхазы -
(самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.
Абхазия
(краткая историческая справка).
Исторические лица Абхазии (биографический справочник).
|