Взглянув на заглавие этой статейки, читатель может подумать, что я хочу рассказать о какой-нибудь закулисной интриге; чтобы не заставить его обмануться, я должен поскорее объяснить, что дело идет о свадебном обычае абхазцев.

[26]

Как у всех кавказских горцев, у абхазцев обычай или скромность не позволяют молодым людям говорить родителям, родственникам о своей женитьбе или невесте, скромность же не позволяет самому искать невесту и объясняться с ней. Поэтому ближайшая родня молодого человека спрашивает предварительно через ровесника его: не пора ли ему жениться? И получив от него согласие, старается приискать невесту; если невеста одной деревни с молодым человеком, то, встречаясь с нею на народных праздниках или свадьбах, он знает ее хорошо и объявляет родителям через своего приятеля, нравится ли ему девушка: если же она из другой деревни, тогда он отправляется в ту деревню и старается явиться в дом девушки под вечер, под видом запоздалого гостя, которого хозяева по принятому здесь гостеприимству принимают, не спрашивая, кто он, откуда, куда и зачем. Молодые абхазки занимают у родителей место прислуги, и потому желающий жениться легко может видеть избранную родителями красавицу.

Если она понравится ему, то родственники с обеих сторон делают сговор, у бедной же девушки не считают нужным спросить ее согласия. Уж таков обычай. Назначив день первого свидания, родственники снаряжают жениха со свитою и снабжают приличными подарками для невесты и для родственников; жених же выбирает одного из своих ровесников в дружки и отправляется в дом невесты.

Пока жених едет по дороге, мы кинем взор на жилище абхазца-хозяина. Обыкновенные жилища здешних абхазцев состоят из двух строений; из большого и малого; большое строение бывает длиною от 3 до 4, шириною от 2 до 3 саженей, с открытым крыльцом; дверей двое, одни с крыльца называются верхними, а другие нижние в задней стене. Строение это бывает иногда досчатое, а иногда плетневое, вымазанное, покрытое соломою или дранью. Внутри с одной стороны делаются во всю стену, или наполовину оной нары, а с другой стороны длинная скамья. Кругом в рост человека от земли вбиты небольшие колышки для развешивания оружия, седел, бурок и башлыков; посредине раскладывается огонь и над огнем аршина на три или четыре вверх досчатый потолок, чтобы искры не могли зажечь крыши; дом этот называется асасайра (гостиная); другое строе-

[27]

ние стоит в нескольких саженях от первого, против нижних дверей; оно бывает плетеное вымазанное, круглое, с крышею конусообразною, наподобие калмыцкой кибитки, и занимает всего от 4-х до 6 квадратных саженей; внутри имеются с одной стороны также нары, а с другой стороны скамья во всю длину стены; нары покрыты ковром или чем другим, смотря по состоянию хозяина, и на них сложены высокою грудою тюфяки; над нарами висит занавес из какой-нибудь прозрачной ткани; она бывает такой длины, что опущенная падает на колени сидящим на нарах. Занавес вешают, когда ожидают жениха: строение это называется амхара и в нем в ожидании жениха помещается невеста.

Вот скромное жилище абхазца. Нужно, однако же, заметить, что бедность сакли и простота в одежде в Абхазии не всегда означают бедность...

Но вот едут гости, едет жених со свитою, хозяин и слуги встречают их перед крыльцом, помогают гостям слезть с лошадей, берут от них оружие, развешивают в гостиной на колышках; хозяин ведет гостей в большую комнату и сажает их по чинам, т. е. по старшинству лет, на подушках, а молодого жениха с его дружкою сажают в самый темный угол, неподалеку от нижних дверей.

Хозяин, предупрежденный о желанных гостях, уже распорядился приготовить пир на весь мир и пригласил с каждого семейства по одному старшему; молодые же люди и девушки без зова сами приходят повеселиться и поплясать; это не считается предосудительным.

Ужин готов; гости сели по порядку, т. е. свита жениха с одной стороны, а приглашенные с другой; подали мыть руки, поставили перед гостями длинные столы и. на них кушанья, состоящие из гомии, вареного и жареного мяса, яхны, долма, каймак, пилав и прочее. Перед началом пиршества подается седому старику, одному из гостей, стакан вина и нож, на конце которого насажено целиком бычачье сердце. Старик, встав и обнажив свою седую голову, берет стакан с вином в правую руку, и нож с сердцем в левую и произносит вслух следующую молитву: «Боже великий, благослови молодого жениха с его невестою, чтобы они были счастливы, любили друг друга до конца жизни, чтобы они дожили до старых лет; награди их детьми и чтобы дети были счастливы и долголетни. Господи, награди молодых бо-

[28]

гатством, чтобы двери гостиного их дома были широки, никогда не затворялись а каждый нуждающийся путник находил ночлег и пищу; дай, Боже, чтобы их очаг горел огнем во веки веков и никогда не погасал бы. А кто зло пожелает молодым, пусть того сердце поразит копье - или стрела, как это сердце поражено ножом!»

По окончании молитвы присутствующие говорят «аминь», старик же выпивает стакан вина и, перевернув его вверх дном, ставит на стол, говоря: «Боже, великий, переверни вверх ногами разбойников, хищников, воров и всех тех, которые лишают нас собственности и нарушают у нас тишину и спокойствие и тем отбивают нас от занятия хозяйством!» На это проклятие присутствующие отвечают также «аминь». Потом старик садится на свое место и пир начинается своим порядком, стаканы переходят из рук в руки. Жених же с своим дружкой сидит, где первоначально сел, в темном углу; им подали на особом столике кушанье, которое едят они, перешептываясь друг с другом. Но вот какой-нибудь почетный человек из свиты жениха, став перед отцом невесты на колени, подносит ему стакан вина; отец выпивает его до дна, потом подносивший предъявляет ему подарки, какие привез жених. Во время этой церемонии жених с дружкой почтительно стоят, а представлявший отцу подарки отправляется на женскую половину и дарит мать невесты, потом возвращается и садится на своем месте.

Гости сначала пьют, как им угодно, когда же порядочно развеселятся и разговор сделается общим и шумным, жених с дружкой, пользуясь суматохой, встают и отправляются через нижние двери к невесте под предводительством одного из домашних молодых людей. Хозяин, заметив их уход, приказывает слугам запереть двери на запор, потом достает большие деревянные стаканы, выточенные, из рододендрового дерева, и раздает их каждому гостю. Когда стоящие по одну сторону стола дружно пьют, в противоположной стороне кричат «го-го-го-го»; впрочем, со времени появления здесь русских абхазцы научились кричать вместо «го-го» «ура». Пир продолжается до рассвета; а выходить никому не позволяет, кроме слуг; победителям же в попойке честь и слава.

Теперь последуем за женихом. Войдя в жилище невесты, он садится под занавесом на подушки; занавес

[29]

покамест поднят; по правую сторону жениха помещается его дружка.

Невеста же стоит между своими подругами с опущенным на лицо прозрачным покрывалом. После того дружка обращается к подругам, невесты с вопросом: не пора ли познакомить молодых? Тогда одна из них берет невесту за руки и сажает с левой стороны жениха, а другая из девушек, дернув за шнурок, опускает занавес. Все присутствующие хором начинают петь свадебную песню. Под покровом занавеса жених тотчас первым движением руки отбрасывает назад у невесты покрывало и, обхватив ее стан, склоняет ее голову на сложенные тюфяки и со всею юношеской пылкостью запечатлевает страстный поцелуи на розовых губах невесты. В этом положении остаются молодые минуты полторы, потом вдруг, будто проснувшись от очаровательного сновидения, они оправляются, и невеста, проворно опустив свое покрывало, встает и, выйдя из-за занавеса, становится по-прежнему между своими подругами, вся зардевшись, вся трепещущая, словно сделала какое-нибудь преступление...

У простолюдинов, вместо занавеса, употребляется бурка, надетая женихом, который иной раз, разлакомившись первым поцелуем, повторяет его несчетное число раз, до самого рассвета.

Обычай, рассказанный нами, кроме, неоспоримого удовольствия для жениха, приносит еще ту пользу, что обезоруживает злые языки, если бы свадьба не состоялась. Никто не осмелился бы тогда клеветать на девушку, имевшую свидание с женихом только при свидетелях, получившую от него только одни или несколько чистых поцелуев под прикрытием короткого занавеса или бурки. А то позволь видеться молодым наедине — что бы ни наговорили добрые кумушки, и тогда, избави Аллах, началась бы между семействами кровавая вражда, а вражда за женщин во все века, у всех народов была самою ужасною враждою!..

[30]

С. Т. Званба.  Абхазские этнографические этюды. - Сухуми: Алашара, 1982. – 91 с.

Впервые опубликовано в журнале "Кавказ" №55. 1853 г.

Материал к электронной публикации подготовила Элона Турава.