05 апр 2013

Материальная и духовная культура населения Абхазии в античную эпоху поднимается в своем развитии на новую, еще более высокую ступень. С одной стороны, это было следствием дальнейшего роста местных производительных сил, а с другой — результатом резко усилившихся культурно-экономических связей с внешним, миром, в первую очередь со странами древнегреческой культуры, а затем и с эллинизированным Востоком.

Искусство и художественное творчество населения Абхазии рассматриваемого периода нашло отражение а' большом и разнообразном археологическом материале, обнаруженном в ряде пунктов Абхазии.

В первую очередь отметим искусство гравировки на металлических изделиях. На них изображались искусно выполненные геометрический и растительный орнаменты, фантастические или реально существовавшие животные и пр.

К замечательным произведениям местного прикладного искусства относятся бронзовые ножны железного кинжала, найденные в с. Колхида Гагрского района. Они украшены рельефно выделенными спиралями, канатами в виде витого шнура, рельефной полоской со змеиной головкой, треугольными углублениями, которые были заполнены различными цветными массами 119.

-----

119. Очерки, стр. 38—39.

 [163]

О художественной сноровке местных мастеров свидетельствуют также отлитые из металла изделия: фигурки людей, лошадей, оленей, собак и т. д. Внимание привлекает бронзовый предмет ритуального назначения, найденный в с. Абгархук Гудаутского района. Этот предмет, не имеющий аналогии, представляет собой длинную (ок. 11 см) слегка изогнутую, с крючком на конце для подвешивания, бронзовую лопаточку, со стоящей на ней фигуркой всадника и украшенную по боковым краям шестью бараньими головками в кольцевых ошейниках, к которым подвешены на петлях довольно крупные бронзовые колокольчики. Предмет изготовлен путем комбинированной обработки — литьем, ковкой и спайкой. Некоторые данные позволяют датировать его V в. до н. э. 120.

Весьма значительный интерес представляет группа памятников из некрополя на горе Гуадиху, которая состоит из разнообразных бронзовых, серебряных, стеклянных и фаянсовых украшений, причем преобладающими являются бронзовые предметы: перстни, браслеты, фибулы, булавки и бусы  121.

Из них особенно отличаются литые перстни, являющиеся высокохудожественными ювелирными изделиями. На их щитках помещены различные врезные изображения, сделанные с тончайшим техническим мастерством. Таковы, например, изображения человеческих фигур, сфинксов, грифонов и пр., которые по своему стилю и технике исполнения могут быть отнесены к античному художественному искусству.

Такие перстни-печати были найдены и в Эшера 122.

Обращают на себя внимание проволочные и пластинчатые браслеты с винтообразными нарезками, елочным, кружковым, линейным и другими видами орнамента. Встречаются также браслеты, украшенные птицеобразными и змеевидными головками, на двух экземплярах имеются изящные головки драконов.

В Эшера были обнаружены незамкнутые браслеты, овал которых имеет особый выгиб внутрь. Возможно, что эта форма имитирует очертания сложного лука со спущенной тетивой 123.

-----

120. Куфтин. Материалы, т. I, стр. 243—245.
121. Трапш, Краткий отчет, стр. 224—226.
122. Куфтин, Материалы, стр. 55.
123. Там же, стр. 34.

[164]

Из других видов украшений прекрасно исполнены орнаментированные бронзовые и серебряные фибулы, колокольчики с цепочками, булавками и др. 124.

Бронзовые предметы и другие вещи свидетельствуют о высоком уровне культуры и искусства местного населения Абхазии второй половины I тысячелетия до н. э.

Среди господствующих слоев общества в рассматриваемую эпоху получают все большее распространение изделия из благородных металлов — золота, серебра и др. Из этих металлов изготовлялись прежде всего раз-личные украшения, а также некоторые предметы туалета.

Дальнейшие успехи были достугнуты в области керамического производства. Расширилось разнообразие типов изделий, но древние традиции местного гончарного мастерства продолжали сохраняться  125. В то же время, в результате развития экономических и культурных связей с древней Грецией, здесь организуется производство сосудов античного типа — амфоры, пифосы и др.

Высокого уровня достигает орнаментация керамических сосудов. Говоря о керамике, обнаруженной при раскопках на Сухумской горе, А. Н. Каландадзе пишет: «Среди приемов украшения следует упомянуть о нарезном, налепном, штампованном, желобчатом и др. приемах, применения которых на поверхности сосудов различны: веревочный, елочный, ямочный, «ногтевой», зубчатый, штриховой, кружковый и др. орнаментальные мотивы... С целью придачи сосуду более красочного и выразительного орнаментального рисунка здешние гончары нередко прибегали к различным сочетаниям нескольких приемов одновременно»  126. Многие из этих видов орнамента представляли собой продолжение или дальнейшее развитие доантичных способов украшения глиняных сосудов.

Наряду с памятниками местного художественного творчества на территории Абхазии широко представлены и произведения иноземного искусства. Из них прежде всего надо отметить замечательный мраморный барельеф-надгробие, найденный в Сухуми в августе 1953 г. на дне моря у устья р. Беслетки. Эта массивная плита пря-

-----

124. Очерки, стр. 39.
125. Каландадзе, Археологические памятники, стр. 50.
126. Там же, стр. 88.

[165]

моугольной формы (длина 157 см, ширина — 92 см, толщина — 11 — 12 см). Нижний левый угол плиты обломан. Мрамор, из которого сделан памятник, сероватого цвета в Абхазии подобный мрамор не встречается.

Лицевая сторона плиты содержит сложную рельефную композицию из трех изваянных человеческих фигур. Справа изображена сидящая в кресле женщина; она обнимает правой рукой прислонившегося к ее коленям обнаженного мальчика, на которого смотрит с глубокой печалью. Мальчик, подняв голову, смотрит на нее, слегка касаясь ее бессильно опущенной левой руки. За мальчиком стоит девушка, которая также грустно смотрит на сидящую в кресле женщину; в левой руке девушка держит на уровне плеча шкатулку, по-видимому с драгоценностями. С кресла свисает часть шкуры какого-то животного.

С высоким художественным мастерством переданы чувства изображенных людей. По выполненным фигурам, живописной трактовке форм, изяществу драпировки, стройности композиции и изумительной обработке мрамора памятник является замечательным произведением античного искусства.

По аналогии изображенной на нем композиции, встречающейся в античных надгробиях конца V и особенно в IV в. до н. э., рассматриваемый барельеф можно отнести к этому же времени 127.

Большой интерес представляет обнаруженная в Гудаута серебряная чаша полусферической формы с изображением головы Горгоны 128. Чаши, подобные гудаутской, имели распространение в Малой Азии, Крыму и других местах. По мнению К. В. Тревер, они являются образцом греко-бактрийского искусства и датируются III в. до н. э. 129. В таком случае, возможно, данная вещь может служить памятником взаимоотношений Колхиды с населением Средней Азии того периода 130.

Среди привозных изделий хозяйственного назначения особенно много встречается керамической посуды, из которой отметим в первую очередь большие остродонные амфоры, служившие тарой для вина и масла, ввозимых из

------

127. Трапш, Мраморный барельеф, стр. 164.
128. Лукин, Материалы, стр. 82—84.
129. Тревер, Памятники, стр. 59—61.
130. Инадзе, К. вопросу о торговле, стр. 116.

[166]

Рис. XIV. Мраморный барельеф-надгробие, найденный в Сухуми.

 

[167]

 

Греции и Малой Азии. Эти амфоры обычно имели широкий корпус, который резко суживается книзу, придавая сосуду вытянутую коническую форму.

К другой категории привозных сосудов принадлежат амфориски — мелкие сосуды, в которых обычно содержались жидкие румяна из растительного сока.

Встречаются также пифосы (большие сосуды без ру-чек или с небольшими ручками, с широким горлом и сужающиеся книзу), шаровидные кувшинчики с небольшим плоским днищем, одной ручкой и длинным расширяющимся у венчика горлом, котилы — небольшие сосуды с широким горлом и узким основанием, с ручками или без них, канфары — двухручные кубки (ручки порой в виде рогообразных выступов) и др.

Дальнейшее развитие получила в античную эпоху языческая религия абхазов. Именно тогда (во всяком случае не позднее), надо полагать, окончательно сложилось, представление об едином и главном божестве — Анцшва, который, по народным поверьям, являлся творцом и покровителем всей вселенной.

Четкое оформление получил весь дохристианский языческий пантеон абхазов 131: Аиргь и Ажвейпшаа — божества лесов, дичи и охоты; Айтар — бог обновления природы, размножения и скотоводства; Афы — божество-грозных явлений природы; Ашьха инуаху — духи гор; Дзыдзлан — божество воды; Джаджа — богиня плодородия, покровительница полей и растительности; Ерыш— божество ткацкого ремесла и некоторых других женских работ; Анана-Гунда — покровительница пчел и пчеловодства; Шашвы — покровитель кузнечного ремесла и др.

+ + +

Рассмотренный выше период истории Абхазии является весьма важным этапом в жизни местного общества, принципиально отличающимся от всех предшествующих этапов его развития. Это был начальный период в истории классового (раннерабовладельческого) общества на территории края и вместе с тем период превращения его в органическую (хотя и периферийную) часть античного культурного мира наряду с другими южными областями нашей страны.               

-----

131. См. Инал-Ипа, Абхазы, стр. 336 и сл.

[168]