ПОСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ

В современной Абхазии считаем необходимым отметить следующие поселения:

Главный город Сухум или Сухум-Кале, что в переводе с турецкого: «су» – вода, «кум (хум)» – песок и «кале» – крепость. Город расположен в центре страны, на берегу Сухумского залива Чёрного моря, при впадении небольших речек Беслы или Беслетки и Гнилушки (по-абхазски – «Запши»). Древние названия города (на месте которых расположен современный): эллинские – Диоскурия, Диоскуриас, Диоскуриада; римские – Севастополис, Себастус или Сотирополис (?); генуезское – Севастополи; абхазские – Аку, Агуа, Аква, Акуа, или Аквеа (Р5ор); грузинские – Тцкуми или Тцхоми. Город с ближайшими окрестностями славится как одна из лучших в Европе зимних климатических станций для туберкулезных. Город является центром торговли на Черноморскокавказском побережье. Сюда съезжаются продавцы и покудатели табака, цветов, пальм, пальмового дерева (самшит) и другими ценными породами; лавровым листом, вином, дельфиньим жиром, кукурузой, скотом, фруктами и изделиями из них; мёдом с воском, рогом, лесом и его изделиями и др.

В Сухуме есть ботанический акклиматизационный сад, устроенный ещё в 1840 году. Функционируют опытная садовая и сельскохозяйственная станции, опытные поля лекарственных растений; большой маяк; общества борьбы с туберкулёзом, сельскохозяйственное благотворительное, общество любителей природы и педагогический музей; много санаториев и пансионов для туберкулезных, из коих наиболее известны Агудзеры, Азра, Гульрипш № 1 и № 2.

Из древностей в черте города сохранилась лишь крепость, построенная турками в первой четверти XVIII в. и рестав­рированная уже русскими в начале прошлого столетия. Имеются некоторые данные, позволяющие предположить, что турками крепость была построена на месте генуезской.

Из окрестностей города заслуживают внимания: Дачный район за рекой Беслетка (по-абхазски – «Чали-баш») по Драндскому шоссе. Из дач выделяется «Синоп» – бывшее владение великого князя Александра Михайловича Смецкого и Ноева.

Село Маджара у устья реки того же названия в 7-ми вер­стах от города. Узел дорог на Сухум, Северный Кавказ и в Закавказье.

Диоскурия в 8–9 верстах от города по Драндскому шоссе. Бывшее владение великого князя Александра Михай­ловича. Большое и довольно культурное имение. Большая площадь под фундуком.

Гульрипш в 10–12 верстах от города по Драндскому шоссе. Бывшее имение Смецкого. Лучшее и наиболее благоустроенное владение в районе Сухума. 3 санатория: «Агудзе­ры», ныне сгоревшая, «Гульрипш» № 1 и 2; водопровод; канализация; электрическая станция; церковь; парк до 100 десятин; большое садоводство; виноделие и т. д.

Устья реки Келасура в 4 верстах от города по Дранд­скому шоссе. На левом берегу от башни ближайшего холма спускается древняя стена, толщиною в 2 1/4 аршин. Сте­на сложена из диких больших камней. Известна под названием «Келасурская стена». (Смотри подробности о них.)

Развалины крепости на холме, на левом берегу Беслетки, на холме, ближайшем к морю, во владении Лианозовой (б. Юревича). Время постройки неизвестно. Отнесение её построй­ки абхазо-карталинскому царю Баграту (X–XI вв.) неосновательно – об этом нет никаких данных. Сама пост­ройка говорит за значительно более позднюю эпоху.

Полудачные, полухуторские владения на правом берегу Беслетки и несколько на левом, в 3–4 верстах от города. Там же серные источники. Возле них развалины, напоминаю­щие ванные комнаты, невдалеке развалины древнего поселе­ния, возможно курорта. Там же предприятие, занимающееся розливом воды источника «Анкара» в посуду.

Немного далее аркообразный, изящный и красивый, пост­роенный генуезцами «Венецианский» мост. Невдалеке от моста развалины храма и большого трехэтажного здания, носящего среди местного населения название «дворца».

Большой аул Бырц в 1 ½ вёрст от города по дороге в Михайловское. Около аула развалины небольшого храма.

Селение Эшеры, в древности Цхом, по Афонскому шоссе в 6–9 верстах от города. В районе общины, в урочище Абгырцых в 2–3 верстах от р. Гумиста, развалины храма.

Во второй половине прошлого столетия в исторической науке поднялся вопрос о местонахождении Диоскурии. Неко­торые пытаются доказать, что Сухум-Кале стоит не на месте древней Диоскурии. С лёгкой руки барона Услара Диоскурию перемещали на мыс Искурию в дельты реки Кодора, где имеются развалины. Сухумские археологи Чернявский, Мачавариани и другие стараются видеть остатки Диоскурии в водах Сухумского залива на глубине 3–4 саженей вдоль берега на протяжении до 5-ти вёрст.

Нагляднее и убедительнее и вполне доказательными, мы думаем, являются описания местоположения Диоскурии у Страбона (см. историческую часть), а также, если вычислить расстояние, приводимое у него в 350, а у Арриана в 360 стадий[3] от Пицунды. Очень убедительна и карта Арриана, лично посетившего побережье, в отличие от многих других географов, описывающих Понт Евксинский. Убедительны и данные раскопок Московского Археологического Общества.

Местечко Гагры расположенно при впадении небольшой реки Жоеквары (по-абхазски – Жоа-куара, генуезское – Бергус) в Гагринский залив. Древние названия – Пагры, Багры; генуезские – Какари, Хахари, Какар, Хатари, Каркари; турецкие – по Эвле-Эфенди-Какур, по Шардену (конец XVII в.,) – Баладаг (в переводе – «Высокая гора»), по Клапроту – Дербенте (в переводе – «ворота»), по Досифею – Контози (в переводе – «гавань, порт, пристань»); абхазское – Гагра, во второй четверти прошлого столетия – Гагринское укрепление.  Славится со времён римского владычества, как морские купания и зимняя климатическая станция.

Из древностей сохранился храм в сильно изменённом реставрациями виде. Из развалин на р. Холодной (по-абхаз­ски – Багерепста) развалины храма, на р. Жоеквара развалины башни («Башня Митридита») и в гагринской теснине разва­лины римских стен. Вполне возможно, что это знаменитое заграждение Гагринского прохода – известное Validus  murus.

Вблизи Гагры на одно явление обращает внимание извест­ный землеописатель Реклю: «Около Гагр у берега бьёт обиль­ный подводный ключ».

Известная климатическая станция, основанная принцем Л. П. Ольденбургским, с образцовыми, европейски устроенны­ми гостиницами, парком и т. д.

Рядом дач и имений Гагры соединены в 7–8 верстах с местечком Новые Гагры, лежащим на том же Гагринском заливе.

На юг от Новых Гагр имение принца А. П. Ольденбургского «Отрадное» с культурным европейским хозяйством. В имении «Ольгинский» находится источник столовой воды.

Селение Аветук недалеко от правого берега устья реки Бзыби. Вблизи его в имении развалины. Некоторые в них видят древний Питиус.

Большая община Калдахвара (по-абхазски – Калдахуара) с поселениями Блабурхуа (по-абхазски – Блабрхуа), Бермши (Бармиш) и другие на пересечении Анненковского шоссе с рекою Бзыбью. На левом берегу Бзыби вверх по течению от шоссе развалины крепости и храма. Крепость видимо реставрировалась несколько раз.

В районе же общины, на левом берегу Бзыби, у подно­жия горы Дзихча, в урочище Ахашныха развалины большого, по всей вероятности, греческого храма и большого здания, являвшегося, по местным преданиям, дворцом.

Вверх по течению, в верстах 15 от Калдахуар, в уро­чище Хасанты большое городище.

Пицундский монастырь на одноимённом мысе. Древние его названия: эллинские и римские – Питиус и Питунд; Страбоновское – Большой Питиунд; генуезские – Пеконда, Пецонда, Пезонда; абхазские – Лзаа, Лдзаава; грузинское – Бичвинда. Предполагается, что название произошло от греческого слова «pitus» – сосна, каковая роща растёт в районе монастыря. Известный старинный храм, постройка которого одними при­писывается к середине VI века имп. Юстиниану   II, другими к X–XI векуам. Храм реставрирован в семидесятых годах прошлого столетия и весьма неудачно. Ныне монастырь. Невдалеке в полуверсте городище Большой маяк.

Небольшой посёлок Мюссера при устье реки того же имени. Рекламируется, как растущий курорт и центр «Абхаз­ской Швейцарии». В верстах 4-х от него в урочище Рьяпш развалины небольшого храма. Абхазское название селения и реки «Мсра».

Селение Джирхва, в нескольких верстах от которого в урочище Анбара или Амбаро развалины большого и красиво­го храма, видимо, византийского происхождения.

Второй по величине город Абхазии Гудауты на восточ­ном берегу Бомборского мыса, на берегу Гудаутской бухты, называвшийся генуезцами Cavo de buxo,  buxio,  bux, bussi, baxo. Гудауты – молодой и сравнительно небольшой городок, являющийся центром северной Абхазии. Используется с ус­пехом как летняя климатическая и морская станция. Центр устричной ловли на всём побережье, улов которых превы­шает 6 миллионов штук в год. Также центр винодельческого района страны.

Около города сел. Бомборы (по-абхазски – Бамбуар), быв­шее Бомборское   укрепление, развалины  которого заметны и ныне, славится своими персиковыми садами.

В 2–3 верстах по шоссе от Гудаут селение Лыхны, Лихни или Лухуна, в древности – Зуфа, Зуфу, Зупу, турецкое Соук-Су или Суук-Су,  что в переводе означает «холодная вода»; генуезское Букс, Букс, Буксно, Буси, Зуфз; на карте Александра Имеретинского – Логин; по-абхазски – Лыхны (Лхнг). Бывшая резиденция абхазских владетельных князей из ро­да Шервашидзе. Оригинальный старинный храм X века с усыпальницей нескольких членов рода Шервашидзе (Георгий – Сефер-бей и др.). В храме имеется надпись, относящаяся к шестидесятым годам XI века. Невдалеке в 50–100 саженях развалины дворца абхазских владетелей. Основание Лыхн относится к древней эпохе, но к какой именно – установить, мы считаем пока невозможным. Обычное приписывание основания к седьмому веку до Р. Х. – не имеет за собой науч­ных оснований.

Большое селение Ачандара, между реками Дохварта и Джабара.

Ново-Афонский монастырь при устье реки Псыртсхи основан в 1875 году. Имеются фуникулер, подъездная железная доро­га, дрововоз, ботанический сад, большая промышленная плантация маслин, большое виноделие, кустарные мастерские, гостиницы, пристань.

Из древностей в районе монастыря сохранились: крайне варварски реставрированный большой храм VI–VIII вв., имеющий сход­ство с Пицундским; развалины большой крепости, относимой некоторыми римлянам II века, а другими (граф. Уваровой) Комненам XII в.; развалины храма, более позд­него происхождения, чем окружающая его крепость; развали­ны генуезской крепости с двумя уцелевшими башнями, в од­ной из них ныне устроена монастырская гостиница.

Монастырь построен в районе, где эллины, римляне, византийцы и генуезцы имели свои города и крепости, на­зывавшиеся Анакопией, Никопсией, Анакуфой (?). Город служил резиденцией с половины VI по конец VIII вв. византийским правителям, с конца VIII по середину IX вв. абхазским царям, с середины IX до конца Х вместе с Кутаисом – им же. С этого времени по конец XI в. вместе с Кутаисом абхазо-карталинским (абхазо-имеретинским) Баградитам.

В нескольких верстах от монастыря на горе Анухва или Анхуа развалины храма.

Большое селение Михайловское на реке Гумиста, по быв­шей Военно-Санчарской дороге. В 2–3 верстах от него Василиско-Златоустинский монастырь и развалины города Куманны или Комана с небольшим храмом Василиска епископа Команского. Эта местность по-абхазски зовётся «Гума». Аул Мерхеул на реке Маджарка по Военно-Сухумскому шоссе – бывшая резиденция Цебельдиских владетельных князей Маршан. В 2 верстах от него на северо-восток развалины церкви.

Большое селение Ольгинское на реке Маджара по Военно-Сухумскому шоссе. Недалеко от селения развалины большой с колоннами и барельефами церкви в имении Рейнгарда. В 2-х верстах от неё, в имении Вороновой, развалины церкви с каменным богато украшенным орнаментом иконостасом.

На север от Ольгинского селение Полтавское (Ачадара) со своими хуторами. В районе Полтавского мы находим у подножья Чижауш пещерные жилища в несколько этажей с галереями и т. п. В урочище Ольгинка сохранились развалины церкви, также по урочищу разбро­саны небольшие часовни, намогильне плиты с надписями. На горе Ахышта хорошо сохранив­шиеся развалины довольно большой с колоннами и богатой орнаментировкой, с усыпальницами церкви. В этом храме найдена надпись – «О святой апостол Господа Иисуса Христа, прими сие пожертвование от меня, эристава и коннетабля Абоалана, сына Иова». Возможно, что это имя одного из абхазских эриставов из дома Анчабадзе или Шервашидзе.

Селение Георгиевское на реке Джанпал. Недалеко от него развалины церкви. По-абхазски селение зовется Джампал.

Аул Цебелъда в урочище того же имени по Военно-Сухумско­му шоссе, в котором находилось ранее укрепление. В 8–10 верстах от селения у Багадского моста развалины церкви. Абхаз­ское название аула Цабал (;рбрш).

Селение Верхние и Нижние Латы в одноимённом уро­чище на реке Кодор по Военно-Сухумскому шоссе. Реклами­руются как горная климатическая станция.

Селение Дранды на реке Кодор, на шоссе Сухум – Очемчиры. В селении Успенский монастырь с неумело реставри­рованным в 1886 году древним храмом. Время построения храма неизвестно и его относят к VI–VII векам. Ранее в Драндах была епископская кафедра. При монастыре типогра­фия и другие мастерские. Селение по-абхазски зовется Цхобен (;елблн).

Селение Rex, по-абхазски Тax (Ta6), на реке Кодоре. В 2–3 верстах от него на горе Апианча развалины двух церквей.

Селение Кындг или Киндги (Ваняац) на реке Тоумыш (Трюыь). Близ него развалины небольшого греческого (?) храма.

Селение Тамыш на реке Тоумыш. Генуезское название Таманза, Тамаса, Тама, Тамокчи, Тамуси. Невдалеке от се­ления, в Кындыгском лесу, в местности Ола-Гуана городище. Предполагается, что это развалины генуезского города, порта и крепости Гуэнос (Guenos).

Селение Меркул (Юапвош) или Маркула (Юрпвоашр) на реке Мокви. На карте генуезца Висконти 1318 – Муркала (Murcala).

Селение Мокви на одноимённой реке. В селении древ­няя церковь, построенная абхазским царём Леоном III, в которой он и был погребён в 957 году. Посетивший её в 1659 году Иерусалимский патриарх Досифей прочёл на одной из стен, что храм был «расписан при императоре Алексее Комнене и при великом абхазском царе Давиде». По свидетельству членов русского посольства к имеретинскому царю, толмача Ельчина и священника Павла, посетивших Мокви, в храме находилось «каменное веретено» Богородицы, часть мощей архидиакона Стефана. Ещё во время Ельчина Мокви была епископская кафедра.

XIX век застаёт храм заброшенным и последний абхазкий владетель Михаил его неудачно реставрирует, в каковом виде он существует и доныне.

По-абхазски селение и река Мокви зовутся Мыку (Юако) или Муку (Муду)

Местечко Очемчиры, по-абхазски Очамчира (Очамчыра) третий по величине город Абхазии, лежит при впадении реки Гализги в Очемчирский или Скурджинский залив. Центр вывоза кукурузы – свыше 3.000.000 пудов, и сви­нины до 150–200 тысяч пудов ежегодно. В 50-х и 60-х годах прошлого столетия зимняя   резиденция абхазского владе­теля.

В 3–4 верстах от города, у устья реки Меркулы, городище.

Селение Илори между устьями рек Галидзги и Анаркия, на берегу Очемчирского залива, по Очемчиро-Зугдидскому шоссе в 3–4 верстах от Очемчир. На Генуезских картах XIV–XVI веков Илори зовётся Коробенди, Коробендина, Ко-робондиа, Коробендия и тому подобное. В селении древняя церковь, построенная последним абхазским царем – первым абхазо-карталинским – Багратом и его матерью Гурандухтой в конце X – начале XI веков. Ограда вокруг церкви построена последним абхазским владетелем Михаилом. Абхазское название Елыр (Мшап).

Селение Бедиа (Бмяир) на реке Оходже ЁЩеор2ьрё. В селе­нии древний храм X–XI веков. По словам толмача Ельчина в храме находились терновый венец и крестные гвозди, кото­рыми был при распятии прибит Спаситель. В его времена в Бедиа  была епископская кафедра.

Селение Ткварчели на реке Галидзге. В верстах 5-ти от селения развалины монастыря Лашкендер. В районе селения большие залежи угля, обследование которых произведено.

Селение Окум на реках Царчи и Окум – бывший адми­нистративный центр Самурзакани.

Селение Гали на реке Эрис-цкари – административный центр Самурзаканского уезда.

Селение Чубурисхинджи на реке Ходжахжа, правом при­токе Ингура, на Очемчиро-Зугдидском шоссе. В 3–4 верстах от селения – гора Сатанча или Сатанджео, на вершине кото­рой развалины башни и у подножья городище. Есть данные предположить, что это генуезский город и крепость Св. Ангела (Santa Angelo).

В 2 верстах от селения урочище Оцарце, в котором найдено много древностей, преимущественно оружия.

Примечания

[3] Стадия = 85 саженям.