Первое Абхазское царство зародилось под влиянием Римской империи, при ее непосредственном участии и существовало на территории современной Абхазии с I в. н. э., и фактически с этого времени Абхазия обладает всеми признаками государственности. Раннеклассовыми государственными образованиями абхазов были «царства» Санигия, Апсилия и Абасгия, фигурирующие в источниках с I века н. э., которые охватывали всю территорию нынешней Республики Абхазии. Эти политические структуры находились в зависимости от римских императоров, утверждавших местных царей и осуществлявших контроль над ними через приморские населенные пункты Себастополис и Питиунт, в которых размещались римские гарнизоны. В начале II века апсилами правил Юлиан, абасгами - Ресмаг, санигами - Спадаг, а на рубеже III-IV веков в Абасгии царствовал Ригвадин.

После переноса столицы Римской империи в Константинополь политическое, экономическое и культурное римско-византийское присутствие в крае усилилось. В первой половине VI в., в связи с вторжением персов и их северокавказских союзников в Колхиду, Византия предприняла попытку объединить протоабхазские (апсилы, абасги, мисимиане и др.) и западнокавказские (лазы, сваны) народности в рамках вассального буферного образования – Лазского царства. В Колхиде сложилась ситуация, сходная с реалиями середины XX в. – абхазы на автономных началах были включены в государство лазов (хотя территориально они были разделены), которое, в свою очередь, фактически стало частью Византийской империи.

Абхазия как государство впервые объявила себя независимой в 545 г., а уже в 550 г. ее подчинила Византия. На протяжении последующих более чем 200 лет территория Абхазии была включена в восточно причерноморскую провинцию империи и рассматривалась в качестве «римской земли», управление которой осуществляли императорские логофеты (наместники). В работе Д. Чачхалиа «Хроника абхазских царей» (2000 г.) приводятся имена этих правителей, действовавших на территории Абасгии (Опсит и Скепарна - в VI веке, Анос, Гозар, Юстиниан, Филиктос, Барнук, Димитрий, Феодосий и два Константина – в VII – начале VIII века) и Апсилии (Марин и Евстафий – в первой половине VIII века).

Самостоятельная абхазская государственность зародилась с момента, когда началось правление ставленника Византии Леона I. Именно кесарь, византийский император, в VIII в. определил абхазским владыкам, своим вассалам, право на суверенное правление страной. После того как Леон приветил на своей земле правителей Картли, которых до границ Абхазии преследовали войска Мервана ибн-Мохаммеда (Мервана-Кру), и оказал картлам помощь в Анакопийском сражении, император Византии, заинтересованный в расширении своих границ на Кавказе, дал Леону в удел (на правление) Абхазию наследственно. «Отныне она является моим наследственным владением от Клисуры до реки Большой Хазарии, куда достигает конец Кавказа».

Итак, Абхазия получила своего собственного правителя Леона I, царя вновь образованного Абхазского царства, занимавшего позже территорию, охватывающую значительную часть Закавказья. Приблизительно в VIII в. движение абхазских царей направляется на восток Закавказья, ими захватываются регионы Центрального Закавказья вплоть до границ Албании. В этой борьбе принимают участие Тао-кларджетские Багратиды, владетели Кахетии, тифлисский эмир и цари армянские. Окончательная победа досталась абхазским царям, захватившим и присоединившим почти всю Картли. Картлис Цховреба говорит, что «в это время Абхазия была единственной частью Кавказа, которая собственной безопасности и плодородством почвы способствовала физическому и моральному усилению ее царей». Леон I занял Мингрелию, Имеретию и все пространство до Сурамского хребта и на р. Риони, основал крепость Кота (Кутышь, Кутатис, Кутаис). Он назвал это государство «Метрополией Абхазии» и разделил ее на округа: 1) собственно Абхазия, 2) Цхомский (от р. Ингури до Алании), 3) Бедийский, 4) Гурия, 5) Рача-Лехумский, 6) Сванский, 7) Ценис-Цхали до Сурамского хребта и к югу по течению Риони. С этим было положено начало династии, правившей на этой территории в течение двух веков.

В VIII веке на территории Центрального Закавказья господствовал Арабский халифат. Все княжества платили арабам огромную дань. Абхазия же оставалась вне досягаемости арабов, а победа над арабами у стен главной крепости абасгов Анакопии способствовала укреплению нового государства. Окончательно Абхазия как самостоятельная и независимая страна оформилась в VIII веке. Основателем и строителем суверенного Абхазского государства был племянник Леона I абхазский царь Леон II. К становлению абхазского государства другие княжества Закавказья того времени и, тем более, Картли никакого отношения не имели, в том числе по причине отсутствия собственной государственности.

В конце VIII века Леон II, воспользовавшись ослаблением империи и усилением Хазарского каганата, объявил о своей независимости и перенес столицу Абхазского царства в древний Кутаис, представлявший собой естественный центр Западного Закавказья.

Как следует из Картлис Цховреба, этот момент истории явился важнейшим в становлении Абхазского (не Картвельского или Имеретинского, а тем более «Грузинского») – именно Абхазского царства: «Воцарившись, этот Леон, овладев всей Эгриси, назвал ее не Эгриси, а Абхазией, и разделил сию Эгриси, а отныне Абхазию, на восемь эриставств. Тот Леон закрепил за собой Абхазию и управлял (ею), и после благополучного царствования скончался христианской (эры) в 806 (году)».

Картлис Цховреба сообщает, что позже, в начале Х в., абхазские цари Константин и Георгий завоевывали соседние территории, в том числе Картли, Кахети и Эрети, включив в состав государства все Западное и Восточное Закавказье. Своего расцвета Абхазское царство достигло именно при Георгии II, в середине Х в., включив в себя и часть современной Восточной Грузии. В Х-XII вв. абхазы играли ведущую роль в создании Абхазского царства, образовавшегося вследствие династической унии и объявления ее лидером представителя Тао-кларджетской династии Баграта III, племянника бездетного абхазского царя Феодосия Слепого. В ту пору Абхазия на юго-востоке граничила с Арменией.

На наш взгляд, этот период в эволюции Абхазии можно разделить на две части, первая из которых (до царствования Леона II) называется эпохой становления абхазской государственности, а вторая - эпохой Абхазского царства.

Абхазское царство, возникшее в конце VIII в. и существовавшее под этим названием, что зафиксировано в анналах истории (это признается и грузинскими историками, которые не забывают в скобках отметить - «Грузинское царство»), на протяжении двух веков охватывало значительную территорию Закавказья. Проводя энергичную внутреннюю и внешнюю политику, оно стало в ряд крупнейших в этом регионе государств, решая одновременно вопросы сложных международных взаимоотношений с армянскими Багратидами, зарождавшимися новыми княжествами Тао-Кларджети, Кахети, Эрети и др.

Как отмечает Р. Хонелия, фактически в этот период шла борьба за гегемонию в Закавказье; вся политика Абхазии была направлена на восток, и в этом процессе она соперничала в первую очередь с Армянским царством, которое проводило аналогичную политику и порой достигало значительных успехов. Так, в начале Х в. царь Ашот I (Багратид) захватывает Картли и Имерети и становится «Князем князей».

После Ашота, Сомбат (Смбат в армянской транскрипции) присоединил еще ряд княжеств до границ Кавказского хребта, и абхазские цари (до 898 г.) пошли на династический брак между царевичем Мушегом, сыном Сомбата, и абхазской царевной (дочерью абхазского царя Константина). Это означало близкое родство с армянскими Багратидами и начало правления в Абхазском царстве новой династии. Предполагается наличие в этот период общей границы между Абхазским и Армянским царствами по Сурамскому хребту. С ослаблением Армянского царства, после того как в 901 г. арабы захватили Армению, «в 904 г. вошел Константин, царь Абхазский, и завладел Картлией и стал врагом царя армян Сомбата» (Картлис Цховреба. Т. 1. С. 262).

В войне с Сомбатом и его союзниками абхазский царь Константин потерпел поражение, но, несмотря на это, исходя из внутриполитической ситуации в регионе, Сомбат позже вернул Константину захваченные земли. Возвратившись из плена домой в Кутаис, Константин стал править Абхазским царством самодержавно.

Таким образом, весь период до захвата абхазами Центрального Закавказья и во времена существования Абхазского царства племена картвелов находились под постоянной зависимостью от арабов, персов, хазар либо входили в состав Абхазского или Армянского царств. Не только государственности, но и независимости на протяжении пяти веков до распада Абхазо-Имеретинского царства, они не имели.

Соперничество в осуществлении экспансивных планов происходило не только с армянскими царями. Куропалат Тао-Кларджети Адарнасе, будучи тестем абхазского царя, преследовал свои политические цели и выступил на стороне Сомбата против царя Константина. В 888 г. Адарнасе провозгласил себя «царем картвелов» и выдвинул претензии на Картли со всей Восточной территорией и на первенство в системе этих царств и княжеств. Тем не менее, как отмечает И.А. Джавахашвили в «Истории грузинского народа», Картли оставалось составной частью Абхазского царства. Сохранив добрые отношения с Константином, Сомбат смог, после того как арабы захватили Армению и Картли, найти защиту в Абхазии, куда в тот период бежало много жителей страны. Более того, абхазы сумели оказать такое сопротивление арабам, что тем не удалось покорить Абхазское царство (правда, без Картли), поскольку абхазская армия уже в ту пору была экипирована и вооружена по византийскому образцу. Позже, в 920 г., Абхазия оказала военную помощь Ашоту II в крупной последней битве с арабами. Константин, изгнав из Картли остатки военных гарнизонов арабов, восстановил статус Абхазского царства в Центральном Закавказье. Кахетинский правитель Квирике признал себя вассалом абхазского царя, и они совместно стали бороться против Эрети, где затем также утвердилось Абхазское царство. Отныне главенство и преимущество оказалось в руках абхазских царей, а Константин III стал одним из самых могущественных государей на абхазском престоле.

В результате военного противостояния владетелей различных княжеств и царств в Закавказье, первенствующее значение обрела армянская ветвь Багратидов, усилившая под своей эгидой Абхазское царство. На правление пришел Баграт III, представитель армянского, а еще ранее персидского рода ханаанеев из Тао-Кларджети, мать которого была абхазка, т. е. не имел ничего общего с племенем картвелов. Его царство нередко называют Абхазо-Картвельским, поскольку Баграт III в результате войн покорил картлов и распространил власть на их территорию, приняв при этом титул « Царь Абхазский и Новелисимус всего Востока», что подтверждается пергаментным свитком Тифлисского церковного древнехранилища «Мхедрули». Дата документа – 1058 год. Сразу же после победы над картвелами в храме столицы Абхазского царства Кутаисе в 1003 году была высечена памятная надпись, посвященная этому событию: «О, Царь, повелевающий всеми царями, превозноси мощного Баграта, куропалата, царя абхазского и картвельского». Эта надпись, подтверждающая завоевание княжества Картли абхазскими царями, грузинскими историками представляется, как создание «Абхазо-Картвельского царства», хотя это не соответствует действительности.

Преемники Баграта, представлявшие элиту других княжеств, не сохранили этого названия, и в последующий период оно носило название «царство Абхазо-Имеретинское», царство армян и иверов. Мать Баграта IV Мириам имела титул царицы абхазов и армян. Принадлежность последующих царей Багратидов к абхазскому роду и царской элите подтверждается фактом текста, оттиснутого на монете Баграта IV – «Христе, возвеличь Баграта, царя абхазов и новелиса».

Подтверждая свое законное вступление во власть, Баграт III издает манифест, известный как «Диван Абхазских царей», в котором перечисляет своих предшественников на абхазском престоле: Он называет 20 имен царей и годы их правления (в целом за период VII – конец IX века) и продолжает: «И после сих пожелал Бог - и я, Баграт Багратиони, сын блаженного Гургена, сын дочери царя абхазов Георгия, овладел страной Абхазией, моим материнским наследством, и сколько времени буду я царствовать, это ведает Бог!» На монетах его периода выбито: «Баграт царь абхазов». Его правление отмечается объединением всех унаследованных территорий, политическим, экономическим и культурным подъемом Абхазского царства. В 1001 г. он получает от византийского императора Василия II титул куропалата. В перечне его владений числится и Картли.

Поскольку с воцарением Баграта III к власти в стране приходила Тао-кларджетская династия, а покоренные и инкорпорированные в Абхазское царство картвелы постепенно стали представлять в Абхазском царстве определенную часть населения, то это могло привести к перерождению Абхазского царства. Влиятельнейший аристократический клан абхазского происхождения по прозвищу Абазасдзе (или cыновья Абазы, Абхаза) в начале XI в. возглавил оппозицию и повел энергичное наступление на царя Баграта IV с целью захвата власти. Политический статус Абхазии был выше государственных образований, унаследованных Багратом III. Это государство на протяжении нескольких веков еще носит название «Абхазского», и столицей его до второй четверти XII в. будет Кутаис. Абхазия стала основой нового, более крупного государства, унаследовавшего политические, экономические и культурные достижения прежней Абхазии.

Перенос столицы Абхазского царства вначале из исконно абхазского центра Анакопии в Кутаис, на территорию, заселенную мингрелами, а позднее в Тифлис, снизил влияние абхазской культуры и административного воздействия на простолюдинов, и знать соответствующих княжеств и царств. Формирующаяся на собственной основе национальная элита продвигала к престолу своих правителей, в результате чего произошло замещение абхазских царей на царей из Тао-Кларджети из ветви армянских царей, а позже - на правителей имеретинской и картвельской династий.

Рассмотрим, как трактует эти события современная грузинская история. Из «Хроник» М. Миансарова видно, что Багратиды, армянские правители с 787 года воцаряются на Картлийском престоле и в других княжествах Закавказья, причем сказано, что «Багратиды вторично вступают на Грузинский престол», что не соответствует истине. Во-первых, это не было приглашение на правление. Имел место обыкновенный захват территории, в результате которого правление перешло к армянским владыкам. Местные племена или княжества признали их своими царями.

Во-вторых, «Грузинский престол» – понятие мифическое, придуманное более поздними историками, поскольку, как не раз отмечалось, в ту пору ни о каких грузинах и их царстве и речи быть не могло.

Кроме того, начало царствования династии Багратидов исторически может вестись лишь с момента породнения царей Абхазского государства, занимавшего практически всю территорию Центрального и Западного Закавказья, с армянскими Багратидами. О самом существовании Абхазского царства на этой территории и правлении абхазских царей в современных исторических материалах Грузии говорится очень мало, вскользь. Как видно из текста «Хроник», вместо исследования времени существования Абхазского царства с 780 по 1003 г., после чего, как утверждают многие грузинские историки, на смену пришло Царство абхазов и картвелов, этот период (200 лет с лишним лет умышленно опущены) посвящен Армении. Но скрыть правду трудно, поэтому ни с того, ни с сего всплывает, например, информация об абхазском царе Льве IV.

М. Миансаров в своей «Хронике» отмечает: с 1089 г. - начало царства грузинского царя Давида III Возобновителя[1]. На самом же деле, в конце XI – начале XII века правил Давид IV Строитель. Грузинским он не был по определению; на воцарение пришел в Кутаисе – столице на ту пору Абхазо-Имеретинского царства; по своему родству – это потомок абхазо-тао-кларджетских Багратидов. Правивший же в конце Х века (умер в 1001 году) царь Давид III Возобновитель также был из Тао-Кларджетских Багратидов, правителей Абхазо-Имеретинского царства. Он завоевывает Тифлис, бывший долгое время в руках мусульман (таким образом, отвоевывает у арабов Картли и Кахетию и вновь присоединяет их к Абхазо-Имеретинскому царству).

Согласно М. Миансарову в 1139 г. «грузинский царь Димитрий I опустошает город Ганже (Гянджу), а в 1184-1212 гг. царица Тамара побеждает армян, турок и персиян, покоряет все горские племена». Но опять-таки ни Димитрий, ни Тамара не представляли династию картлийских и, тем более, грузинских царей. Все они из династии армянских Багратидов, родственных абхазским Леонидам, владевших по праву завоевания восточными провинциями Закавказья. С 1225 г., после разорения Тифлиса Джелал эд-Дином Хорезмшахом, произошло очередное выпадение Картли из-под власти Абхазо-Имеретинского царства, что еще раз подтверждает ничтожность роли княжества Картли в функционировании Абхазского или Абхазо-Имеретинского царства.

В 1239 г. начинается распад Абхазского царства, нашествие монголо-татарских орд ускорило этот процесс. К началу 1240 г. монголы завоевали Азербайджан и восточную часть объединенного царства (в том числе и Картли), к 1243 г. ими была захвачена вся Армения. С этого времени данные территории заселялись кочевниками, народы Центрального Закавказья платили дань монголам, поставляли воинов в их армию, рабов – на невольничьи рынки. Такое положение существовало фактически до конца XIV в. В этот же период, еще в 1323 г. эриставства Мингрельское, Гурийское, Сванетское и Абхазское объявили себя независимыми. К 1469 г. на территории бывшего Абхазо-Имеретинского царства образовались три независимых царства: Картлийское, Кахетинское и Имеретинское и независимое атабекство Ахалцихское, между которыми шли постоянные войны. Абхазия в этот период избежала нашествия монгольских ханов, сохранила свою независимость и самостоятельность в управлении собственной территорией. Как и прежде, она представляла собой четко выраженное независимое политическое образование.

Итак, в течение четырех с половиной столетий (X - середина XIV вв.) Абхазия входила в объединенное царство (в последнее время - существовавшее чисто формально), которое в одних современных источниках называют грузинским, в других – Царством абхазов и картвелов. Первое название вообще неверное, а последнее, как было нами показано, неточное, поскольку это государственное образование являлось

преемником Абхазского царства и Абхазия была в нем стержневым субъектом. Правили в нем цари абхазо – тао-кларджетской династии, и культурный, экономический, политический центр постепенно смещался в восточные территории, к Тифлису. В это время оно подчинило себе значительную часть армянских земель, территории Северного Азербайджана, некоторые горские племена Северного Кавказа.

Рассмотрение этого периода абхазской истории показывает, что свое государство абхазы создали самостоятельно на своей исконной земле. На протяжении нескольких веков абхазское государство было сильнейшим среди соседей. Подчеркнем для сравнения, что Киевская Русь возникла в IX в., Польское государство - в Х в., а Английское королевство - в XI в. Абхазская государственность старше этих участвующих в мировой политике государств. Завоевательная политика абхазских царей в конечном итоге привела к тому, что Абхазское царство, занимавшие территорию практически всей современной Грузии, распалось (подобно Римской империи) на отдельные княжества.

Как объясняли более поздние историки, например царь Вахтанг и П. Иосселиан: «Грузия обыкновенно называлась Картли, которая в 1469 году, существовавшая как объединенное царство, окончательно распалась на ряд самостоятельных царств и княжеств (эриставств)… С этого момента каждое из этих государственных образований являлось независимым и управлялось своими князьями. Все они удержали свою самостоятельность до XIX века».

Царь Вахтанг IV (1703-1724 гг.), дополнивший и отредактировавший летописный сборник Картлис Цховреба, созданный на основе преданий и исторических материалов, считает, что с распадом Абхазского или Абхазо-Имеретинского царства возникает идея объединения картлских племен, которую он и озвучил. С этого момента начались исторические ошибки. Старания грузинских патриотов XIX-XX веков иметь свою историю, освобожденную от нежелательных им исторических фактов, привели к тому, что большинство событий абхазской истории получили тенденциозное освещение, в результате чего исторический облик многовекового Абхазского государства был искажен. Свою лепту внесли и российские ученые. Академик Н.Я. Марр еще в 1912 г. сказал: «в Абхазии, в широком смысле этого слова, возродилось новое Грузинское государство» и «история Абхазов есть начало истории Грузии».

Искажением терминов и названий царств и княжеств Закавказья порой страдают также и абхазские исследователи. Работа историка Г.А. Амичба грешит не менее важными ошибками, характерными для историков, как Грузии, так и Абхазии. Приводя цитаты из публикаций, описывающих события VI-XVI вв., автор дает их в двух вариантах - в кавычках и без оных. Там, где имеют место кавычки - отсутствует упоминание о «Грузии» как таковой (что является действительным историческим фактом). Говорится только о Картли, Колхиде, Кахетии и т. д. Но там, где кавычки отсутствуют, неизвестно почему появляются термины «Грузия», «грузины». Они представлены не только как аналог Сакартвело (Картло-Кахетия), но и переносятся на существовавшее ранее самостоятельное государство Колхиду или Лазику, а позже на такие же независимые государства – Мингрелию, Сванетию, Гурию, Имеретию, а также Абхазию. Настоящему историку непозволительно вольно или невольно искажать историю. Подобные ошибки свойственны и таким абхазским историкам, как И. Дамения, которая пишет: «Лишь с ХI в. в исторических источниках впервые появляется термин «Сакартвело», обозначающий единую Грузию. К этому же времени консолидируется и грузинская народность». Факты вольного обращения с исторической действительностью недопустимы.

Около 1325 года Багратиды, правившие в объединенном царстве, фактически признали абхазский род Чачба-Шарвашидзе правящей семьей Абхазии, а в 1462 году представитель этого рода был утвержден князем Абхазии. Из старой грамоты об абхазских владетельных князьях и о переселении апсуйцев в Самурзакано явствует, что:

«во время царствования царицы Тамар Абхазией правил Догато Шарвашидзе; потомки его, жившие в ХVI-ХVII вв., три брата Шарвашидзе, а именно: Ростом, Джикешия и Квапу, сыновья Зегнака разделились. Старший Ростом овладел первой землей Абхазии, расположенной от Бзыби до реки Кодора; среднему брату Джикешия достались владения от реки Кодора до реки Галидзга, которая на абхазском языке и сегодня называется Абжуа, то есть средняя страна или деревня; а младшему же Квапу - от реки Галидзга до реки Енгури. Эта последняя часть, благодаря смутному времени, стала более безлюдной, и поэтому Квапу перевел из Бзыби, то есть из владения старшего брата, несколько фамилий князей и азнауров, а именно: Анчабадзе, Эмухвари, Иналишвили, Маргания, Званбая, Лакербая и Акиртава, между которыми разделил эти земли, а для себя оставил села: Бедия, Пахулани, Борбало (современное село Коки). Умер Квапу, оставив после себя сына Мурзакана, обустроившего этот край и назвавшего его Самурзакано по имени Мурзакана и правил в нем.

После Мурзакана правили сын его Хутуния, сыновья Хутуния - Леон и Соломон. Старший из них Леон стал правителем Самурзакано, Леон и Соломон поделили казенные деревни. Старшему Леону досталось село Бедия, которым до сих пор владеют сыновья его, а Соломону досталось Борбало (Коки). Село Пахулани осталось не поделенным в распоряжении старшего брата Леона, как летняя [резиденция] правителей Самурзакано. От Соломона идут шесть сыновей: Манучар, последний правитель Самурзакано, Бежан, Сорех и другие». (Сайт Абхазия, док. № 127).

В XII - ХIII вв. резиденцией абхазских владетельных князей Чачба-Шарвашидзе служил Цхум (Сухум). Этот род правил Абхазией до середины XIX в. Постепенно князья Чачба добиваются полной политической, экономической и церковной независимости от объединенного царства. Она была достигнута в напряженной борьбе народа с мегрельскими и имеретинскими правителями.

«Абхазское княжество» – так официально называли Абхазию на протяжении XV – середины XIX веков. Внутри данного периода вся история наполнена борьбой народа и правящих князей за сохранение независимости, а когда обеспечить такой статус было невозможно, отстаивали относительную самостоятельность своего государства. В этой борьбе имеются свои рубежи. XVI в. характеризуется сильным влиянием генуэзских купцов, фактории которых были рассеяны по всему абхазскому побережью. Восстановление широких средиземноморских связей имело не только экономическое, но и политическое, культурное значение. Абхазия имела общение с европейской цивилизацией, в ее столице Сухуми чеканилась национальная монета, в народе распространялась европейская культура. Но в этом же веке нарастало и турецкое присутствие. На рубеже XVI-XVII веков Абхазия попадает в сильную зависимость от Османской империи.

Связи с Европой прервались, XVII-XVIII века оказались временем турецкого господства. Это время наращивания политических связей с Османской империей, правительство которой в целях расширения своего влияния на Кавказе сделало ставку именно на Абхазию, учитывая особое положение в регионе. Турецкие гарнизоны стояли в Сухум-Кале и Анакопии, а вдоль побережья плавали турецкие галеры. Сопротивляясь захватчикам, абхазское население много раз поднимало восстания, которые жестоко подавлялись. Часть абхазов приняла ислам суннитского толка. Но даже в этих условиях абхазские князья сохраняли определенную самостоятельность в управлении страной. В отличие от Аджарии, которая вошла административно в состав Османской империи, Абхазия остается автономным (вассальным) государством.

Итак, подводя итоги первого этапа абхазской государственности, можно сказать:

1. Абхазское государство, локализованное на ограниченной территории (практически в пределах границ современной Абхазии), смогло к VIII в. укрепить свою политическую, экономическую и военную структуру до такой степени, что это позволило при помощи дипломатии и военной силы создать новое государственное образование – «Абхазское царство». Оно объединило многочисленные царства и княжества, располагавшиеся в ту пору в Закавказье, а затем расширило свои границы до территорий таких сопредельных государств, как Персия, Турция и др.

2. Абхазская государственность оформилась в VII в. н. э. на базе и при содействии Византийской империи.

3. На протяжении двух веков Абхазским царством правили цари - абхазы. Их правление было разумным и активным, что позволило сохранять страну в прежних границах, противостоять нашествию врагов, поддерживать благополучие народов и спокойствие в стране

4. Народы, завоеванные абхазами или добровольно присоединившиеся к Абхазскому царству, выражали покорность абхазским царям, что свидетельствовало о государственной мудрости и политической зрелости властителей.

5. Политическая, административная и военная элита абхазской знати постоянно находилась под влиянием многочисленного окружения представителей других этнических и национальных групп. В этой обстановке имели место сословно-династические браки, в результате чего происходила ассимиляция разных антропологических и языковых групп населения. Известно, что женой Леона I была картвелка, мать Леона II - хазарка. Такое смешение происходило и на более низких уровнях абхазской знати и привело к тому, что настал момент, с которого было трудно определить национальность наследующих царей. Сложилась ситуация, когда картвельские князья стали носить абхазские фамилии, а вельможи - колхи или картвелы - абхазские. Такая путаница в тот период никакого значения не имела, однако в настоящее время этот факт активно эксплуатируется некоторыми грузинскими историками, пытающимися доказать, что абхазы к Абхазскому царству не имеют никакого отношения.

6) Княжества или царства Центрального Закавказья, в том числе и Картли, не имели никакого отношения к возникновению, зарождению и становлению Абхазского государства.

Примечания

[1] У М. Миансарова явная ошибка – с 1073 по 1125 год правил Давид IV Строитель. СЭС. С. 358.