«Пусть перейдет через змея без боязни…»

«Сказание о Вавилонском царстве» XV век.

      17 февраля 2010 года исполнилось 200 лет Манифесту императора Александра I, в соответствии с которым Абхазия вошла в состав Российской империи. Помимо значимой исторической даты, интерес к изучению русско-абхазских отношений определяется и новой реальностью – признанием Россией независимости Абхазии 26 августа 2008 года.

  Искусственный разрыв исторических, политических и культурных  связей Абхазии и России в процессе распада СССР, грузино-абхазской войны 1992-1993 г. и последующего времени, продолжает наносить значительный ущерб нашим странам в различных сферах.

   Одним из «белых пятен» во взаимоотношениях между Республикой Абхазия и Российской Федерацией, остается сфера науки и образования. Очевидно, что эпизодические контакты в этой области не отвечают потребностям наших народов на этом направлении интеграционных процессов, необходимость которых неоднократно подтверждалась как на протяжении более раннего исторического времени, так и в современный период.

    Особенно важным элементом в системе взаимодействия наших государств, становится история русско-абхазских отношений.  Именно история наших отношений, станет основным «полем боя», между Россией и ее врагами, которые постараются максимально использовать историю в своих целях и в этой важной точке приложения усилий Российского государства. Такие прогнозируемые попытки, в первую очередь западных оппонентов России, предпринимать действия, направленные на разрушение стратегического партнерства России и Абхазии противоречат и национальным интересам абхазского государства. Поэтому непредвзятое рассмотрение всех сторон наших отношений, не исключая и проблемных, позволит лишить недругов наших стран возможности эффективно препятствовать нам в выстраивании честного и открытого взаимовыгодного сотрудничества на благо наших народов.

  История русско-абхазских контактов началась задолго до XIX века. Как говорил известный русский мыслитель Л. Гумилев, абберация близости, в соответствии с которой более близкие к нам по времени события кажутся более важными, чем те, которые произошли в более отдаленное время, создает иллюзию незначительности и упрощения древних свершений.  Начало русско-кавказских связей как военно-политических, так и в культурной области, исследователи относят к IX – XI вв. к так называемой «героической эпохе» русской истории. Ко времени, когда выходившая на арену мировой истории молодая, «изначальная» Русь, активно вовлекалась в процесс взаимодействия с соседними народами и государствами. После похода (860 г.) на Константинополь, Древняя Русь вступила в союзнические отношения с Византией и приняла участие в серии военных экспедиций против арабов, в том числе к юго-западному и юго-восточному побережью Каспийского моря и в Закавказье. В.Кожинов писал: «Стремясь понять «героическую эпоху» русской истории (то есть IX – начало XI века), необходимо исследовать взаимоотношения с граничившими тогда с Русью странами – и Византией (вернее крымскими владениями), и кавказскими народами (в частности, абхазами), и тесно связанным с Ираном Хорезмом (чьи пределы простирались подчас до низовьев Волги)»[1].

   Абхазское царство и Русь в конце VIII – середине X века входили в сферу влияния Хазарского каганата. Одновременно абхазы, наряду с Русью, находились  в орбите влияния Византийской империи, создававшей у своих границ сложную систему военно-политических объединений, связанных в той или иной степени союзническими обязательствами с Константинополем. Входившие в византийский «федеративный пояс» и русские и абхазы, не только общались между собой в имперских легионах и в личной охране базилевса, где несли службу, но между ними существовали и двусторонние связи. Так в «Киево-Печерском патерике» сообщается, что в 1080-х годах «гости-обезы» (абхазы) доставили в Киев мозаику для Успенского собора Печерского монастыря. Следующий период абхазо-русских взаимоотношений исследователи датируют образованием на Тамани русского Тмутараканского княжества, значительную часть населения которого составляли народы Северо-Западного Кавказа и Предкавказья.

           После распада Абхазского царства, включавшего в свой состав значительное количество картвельских земель, в XIII веке, абхазское «ядро» бывшего царства продолжило свою собственную историю, отдельную от картвельских государственных образований, хотя и продолжало находиться в непростых военно-политических отношениях с западными из них, и, в первую очередь, с Мингрелией. Азиатское вторжение на Русь при Батые на определенное время прервало и русско-кавказские, и русско-абхазские в частности, взаимоотношения.

  В XV веке Москва переняла эстафету власти над Евразией у ослабевшей и распадающейся Монгольской империи и постепенно присоединила к себе ее части – Казанское, Астраханское, Сибирское ханства.

  К этому же времени относится начало обращений правителей одного из картвельских государственных образований – Картли, к царям Московского государства с просьбами о защите от Персии и Турции: «под 1462 годом – известие о посольстве от грузинского князя Александра, который в грамоте называет себя меньшим холопом Иоанна (Ивана III – С.А.) и посылает ему низкое челобитье»[2].

   Несмотря на определенный перерыв в русско-абхазских взаимоотношениях, в XVII столетии абхазы принимают активное участие в знаменитых морских походах Запорожских и Донских казаков на Малоазийское побережье Порты Оттоманской. В преданиях Донских казаков сохранились сведения о совместных походах казаков против турецких «басурман» с «абхазскими  христианами».  

  Древняя Русь оставила нам, несмотря на бесчисленные войны, пожары, другие разрушительные бедствия, свое колоссальное литературное наследие. Русской литературе, которая древнее французской, немецкой, английской, более тысячи лет, из них около 700 лет приходится на «древнерусский период». Круг  интересов древнерусской литературы был значителен и включал как вопросы Бытия, осмысляемые через Веру, так и политические события на Руси и за ее пределами. Кавказские и закавказские страны и народы получили в древнерусской литературе также широкое освещение. В этом ряду особое  место в свете русско-абхазской проблематики занимает «Сказание о Вавилонском царстве. Слово о Вавилоне, о трех отроках. Посольство царя Левкия, нареченного в крещении Василием, который посылал в Вавилон испросить знамения у святых трех отроков – Анании, Азарии, Мисаила». Рядом с переводной повестью, во второй половине XV века, на Руси создаются и оригинальные повести. Также в XV веке появляется еще один новый литературный жанр, называемой исследователями политической легендой. В этом ряду «Сказание о Вавилонском царстве» получает широкое распространение с рядом публицистических памятников, прославляющих величие Русского государства. Несколько слов об истории появления темы «Сказания» на русской почве.  Византийская легенда о добывании в Вавилоне знаков высшей власти была известна на Руси с начала XIII века и в разных вариациях просуществовала вплоть до XX века. Византийскую легенду на Русь привез Антоний – в миру новгородский путешественник Добрыня Ядрейкович, слышавший этот рассказ в Константинополе, в соборе Святой Софии, где находился портрет императора Льва VI Премудрого – предполагаемого прототипа византийского императора из «Сказания». Антоний видел там и «камень драгий», по преданию привезенный императору из Вавилона. Далее на русской почве создается своя, русская версия «Сказания». Сюжет произведения таков. В «Сказании» говориться о том, как православный царь, армянин Левкий-Василий решил получить «знамения» у святых трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила в Вавилоне. «Сначала он хотел послать трех человек, христиан сирийского рода. Они же сказали: «Не подобает нам идти туда, но пошли из Греции грека, из Обезии обежанина, из Руси русского». Провожая своих посланцев, грека Гугрия, абхаза Якова и русского Лавра, царь сказал им, что если будет явлено знамение святых, то он не отречется от Иерусалима, будет приверженцем веры христианской и поборником против врагов иноверных за род христианский. Выбор царя не случаен. Представляется, что не случаен он по нескольким причинам.

  Во-первых, не случайность выбора определяется самим повествованием. Послы добираются до развалин Вавилона и оказываются перед огромным спящим змеем. Через змея была проложена лестница из кипарисового дерева и над ней надпись на трех языках – греческом, абхазском и русском. Первая надпись по-гречески: «Которого человека бог приведет к лестнице этой…». Вторая надпись по-абхазски: «Пусть перейдет через змея без боязни…». Третья надпись по-русски: «Пусть идет с лестницы через палаты до часовни». У часовни находились царские палаты, в которых посланные взяли два венца: царя Навуходоносора и его царицы. Возвратившись, послы, каждый по очереди рассказав о своих приключениях царю Левкию-Василию, передали ему символы власти и вернулись к «отцам своим и матерям».

  Во-вторых, опираясь на рассказы Антония, русский автор XV века создает свою версию византийской легенды, делая посланными царя представителей трех православных стран – Византийской империи, Абхазии и России, которые только ВМЕСТЕ могут прочесть надпись, указывающую путь к «знамению». Эти православные государства обладали в то время важным качеством, помимо главного – исповедания Православной веры, а именно  государственной независимостью. Именно этим, на наш взгляд и определяется выбор автором «Сказания» участников посольства из этих стран. Средневековая Русь не страдала болезнью национальной замкнутости и исключительности. И древнерусская культура не находилась в изоляции. Особенно тесно Русь взаимодействовала с Восточно-римской империей и миром Православных славянских стран – Сербией и Болгарией. А также с народами Кавказа, в первую очередь с абхазами.  В XV в. положение, как внутри Руси, так и в мире меняется. С XIV века, с битвы на Куликовом поле 1380 года, происходит образование русской нации –  создателя мощного евразийского государства, своим появлением на мировой арене так удивившего Маркса. Ощущая свою внутреннюю силу, присоединяя одно за другим бывшие самостоятельными русские княжества и создавая централизованное Московское государство, «перестояв» Золотоордынского хана Ахмата на Угре, русская нация оказалась перед необходимостью вырабатывать собственную идеологию, отвечающую новым реалиям и новым угрозам и вызовам. А реалии сложились так, что Византия к XV веку неуклонно слабела и ее гибель становилась вопросом недолгого времени. Балканы превращались в провинцию Османской империи. Следующий, XVI век, по словам А.Панченко, станет «веком русского одиночества». Когда единственная Православная держава на Земле, окруженная со всех сторон врагами, будет исключительно самостоятельно искать ответы на многие сложнейшие вопросы. И единокровные и единоверные братья ей помочь будут уже не в состоянии. И русские «книжные люди», предчувствуя такую перспективу, начали разрабатывать отвечающую времени национальную идеологию. В XVI веке эта идеология будет окончательно создана и получит у последующих исследователей обозначение как «Москвы – третьего Рима».  По выражению из «Послания на звездочетцев» псковского «духовного пограничника», старца Филофея. Третий и последний Рим – Москва, столица Святой Руси, вместе с идеей империи получила от Византии и высшее обоснование своего существования, нести крест Удерживающего от Зла.

«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не завершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь…». (2 Фес. 2,7).

  Поэтому, исходя из вышеизложенного, мы можем понять, для чего и в каких условиях создавалось «Сказание о Вавилонском царстве» и почему автор произведения сделал его героями именно грека, абхаза и русского. Грек – Византийская империя еще не погибла и еще не состоялась Флорентийская уния 1439 года с католиками.

Абхаз – Абхазия сохраняла свою государственную независимость и была  страной Правильно славящей Бога, что также подтверждает прекрасную осведомленность русских книжных людей того времени, тем более в таких определяющих вопросах, как вопрос исповедания Православной веры.

Русский – растущая мощь централизованного Русского государства, становящегося центром Православия в мире, вследствие гибели одного за другим остальных частей «Pax Ortodoxa», в частности Сербии и Болгарии, потерявших национальную независимость в 1389 и 1393 годах соответственно.

  Интересна дальнейшая судьба «Сказания». В 1551 году в Москве, при активном и непосредственном участии Грозного царя состоялся «Стоглавый» собор, оказавший влияние на дальнейшее формирование официальной идеологии государства. К перечню важнейших мероприятий, вытекающих из деятельности собора относится создание «Великих Миней Четьих» - грандиозного свода Митрополита Всея Руси Макария, также благословившего создание Собора Василия Блаженного. В состав свода входили не только жития святых, но и все книги, допускаемые и предназначенные для чтения на Руси. «Сказание о Вавилонском царстве» также вошло в этот список.

  Таким образом, в процессе создания идеологии Русского государства XV – XVI вв. в одном из формирующих ее произведений, русским автором был отражен и образ Абхазии того времени – Православной и независимой страны.

  В XXI веке вновь Яков и Лавр имеют шанс пройти вместе и рядом, минуя и преодолевая все сложности. И хотя их путь не менее сложен и опасен чем в XV столетии, но надежду на благополучный исход пути дает нам Спаситель: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу моему иду» (Ин. 14, 12).

Примечания

[1] Кожинов. В. История Руси и русского слова. М., 2001 г., с. 206-207.

[2] Там же. с. 88