С появлением металлургии камень утерял значение главного и единственного материала для изготовления основных орудий.

Древнейшие в мире металлические вещи найдены во время раскопок поселения Чатал-Хююк VII–VI тыс. до н. э. (современная Турция). Эпоха, когда появились изделия из меди, именуется энеолитом (медно-каменный век). Последующий этап назван бронзовым веком (бронза – та же медь, но с примесью, как было, например, в Абхазии, мышьяка, а позднее – олова). Словом, энеолит – это фактически заря медно-бронзового века, т. е. порог цветной металлургии. Для Абхазии данный период истории, скорее всего, соответствует IV тыс. до н. э.

Четыре этапа в развитии цветной металлургии. На первом этапе использовали самородную медь, которую принимали за разновидность камня и по привычке обрабатывали обивкой. В результате возникла холодная ковка (наклёп), а вскоре узнали и преимущества ковки по горячему металлу. Самородная медь красива на вид и потому из неё вначале делали украшения. Можно вспомнить малахит, который ныне считается полудрагоценным камнем. Ко второму этапу цветной металлургии, плавлению меди, возможно, привёл случай, когда изделие из неё случайно попало в огонь, расплавилось и при остывании приняло иную форму. Как бы то ни было, плавление самородной меди и отливка из неё простых изделий в открытых (односторонних) формах составляют содержание второго этапа. Он подготовил третий этап, который знаменуется выплавкой меди из руд. Это подлинное начало металлургии. Открытие выплавок произошло в V тыс. до н. э. Тогда же впервые осваивается литьё в разъёмных двухсторонних формах. Четвёртый этап соответствует той новой эпохе, которую принято называть бронзовым веком в узком смысле слова. На этом этапе появляется бронза, т.е. сплавы на медной основе.

Башкапсарские медные рудники. Древние медные рудники находят редко, но они всё же известны абхазским археологам и насколько возможно изучены. Так, Башкапсарские медные рудники в верховьях р. Бзыбь (2200 м. над уровнем моря) функционировали на территории Абхазии, предположительно, с III тыс. до н. э. до VIII в. до н. э. Археологами выявлены здесь 13 объектов, среди которых выработки открытого типа, вертикальные шахты и горизонтальные многоярусные штольни с боковыми камерами. Древнеабхазские рудокопы из Башкапсары применяли огневой способ добычи руды. Они нагревали на кострах породу, которую затем поливали холодной водой. В результате в ней появлялись трещины, и тогда легко было откалывать каменными молотами куски породы. На Башкапсаре было найдено около 50 таких каменных молотов, ими дробили руду, а затем растирали в особых каменных ступах. Помимо этих орудий, местные рудокопы имели при себе кожаные мешки, куда складывали руду. Труд их был очень тяжёлым и опасным для жизни.

Литейные формы топоров и других изделий найдены в различных пунктах Абхазии – Мачара, Тамыш, Кистрик, Таглан и другие, что говорит о местном происхождении самих вещей. Нередки находки и тиглей, с помощью которых расплавленный металл разливался по литейным формам.

Преимущество медных орудий над каменными. Первоначально медные орудия копировали каменные. До недавнего времени считалось, что мягкая медь не выдерживала соперничества с кремнем. Этим и объяснялась малая распространённость медных орудий. На самом деле, их лезвие в работе быстро тупится, но каменное крошится. Каменное орудие приходилось заменять, а медное можно было вновь наточить. Поэтому медные орудия были намного практичней каменных. Малая распространенность медных орудий теперь объясняется редкостью самого металла и высокой стоимостью меди. Победу в борьбе одерживал тот, у кого оружие было металлическим.

Медь выплавляли в специальных печах (медеплавильная печь на Сухумской горе) при температуре не менее 1084 С0, а бронза – 700–900 С0, которая достигалась во время горения древесного угля с помощью дутья – как естественного (ветер в ущелье – более древний способ), так и искусственного (с помощью мехов – более совершенный способ). Без этого изобретения в дальнейшем была бы невозможна металлургия железа.

Наиболее яркие памятники III тыс. до н.э. – стоянки земледельцев с тысячами мотыжек так называемого «сочи-адлерского» и «сухумского» типов, выявленных в Абхазии. Помимо мотыг, жители этих посёлков изготовляли кремневые наконечники стрел и дротиков, вкладыши для серпов, костяные проколки, иглы и другие предметы. Сегментовидные каменные мотыжки и иные изделия имеют поразительно сходные аналогии в ряде переднеазиатских памятников (Хасунна, Сиалк, Джови, Сузы, Джемдет-Наср др.). В Абхазии они бытуют чуть ли не до раннего железного века.

Материальная и духовная культура населения Абхазии этого времени пока изучена недостаточно. Считается, что данная культура развивалась в тесном взаимодействии с майкопской и куро-аракской археологическими культурами, носители которых размещались на Северо-Западном Кавказе и в Восточном Закавказье. В этом отношении особенно интересны, например, поселения в Гуандре, Новом Афоне (Апсар) и стоянки в окрестностях Цебельды (Абгыдзра и Джампал–I), где найдены круглодонная керамическая посуда с лощёной поверхностью, петлевидные ручки, глиняные ситечки, асимметричные кремневые наконечники стрел и др. Материалы сближают культуру тогдашних земледельцев горных долин Абхазии с майкопской культурой, которая испытывала сильное ближневосточное влияние.

В это время абсолютно преобладали ещё каменные изделия. Даже браслеты делались из полированного камня. Но порой встречаются и изделия из меди: украшения, топоры и наконечники копий (Сухум, Атара).

Открытие металла оказалось не только фактором, определяющим развитие и распространение металлургии, но и повлекло к другим изменениям в хозяйственной и социальной жизни общества. К этому времени относится одно из гениальных изобретений человечества – колесо, которое появилось в различных областях почти одновременно. Оно способствовало передвижению на большие расстояния.

Получает развитие скотоводство. Повсеместно происходит одомашнивание всех основных видов скота: коровы, овцы, свиньи, лошади, козы. Культ козла у абхазов, очевидно, появился в эту же эпоху. Он занимал очень важное место в древнейших религиозных представлениях абхазов.

Общественный строй по-прежнему оставался матриархальным. Широкой популярностью продолжал пользоваться культ матери-прародитель­ницы, с которой связаны характерные женские статуэтки (Отхарская «мадонна»).

Прогресс в скотоводстве постепенно начинает выдвигать на первый план «кроткого» пастуха. Эпоха матриархата находилась в преддверии своего заката. Но эта последовательность не всегда была закономерной, ибо в некоторых обществах, например, у сарматов, поздний матриархат и патриархат могли развиваться параллельно и представлять две формы распада первобытнообщинных отношений.