Религия. Зарождение религии, как известно, связано с родовым обществом. У абхазов существует представление, что род имеет свою долю бога, что сохранилось в некоторых фамилиях, например, Лейба в с. Мгудзырхуа (Лайар-ныха). К культу родовых святынь восходят святилища: Елыр-ныха (Илор), Лдзаа-ныха (Пицунда), Инал-Куба (Псху), Дыдрыпш-ныха (Ачандара), Лашкендар (Ткуарчал) и др.

С почитанием родовых святынь у абхазов связан обычай посвящения коровы, частично сохранившийся до сего времени, когда тёлке надрезали (или отрезали) ухо, после чего она считалась священным животным. Здесь в основе лежит обычай почитания божества-матери. Поэтому многие религиозные термины у абхазов содержат в качестве необходимого компонента элемент «ан» – мать (например, ан-ыха – святыня, ан-цва – верховный бог и др.).

Представление абхазов о покровительстве сливается и переплетается с верованиями о божестве охоты (Анана-Гунда – покровительница охоты и пчеловодства, Ажвейпшьаа, Аиергь). Эти святилища обычно располагались на вершинах скал, в пещерах, вблизи слияния рек. Священными были и деревья. В таких местах запрещалось даже охотиться. Древнейшие святилища Абхазии вместе с другими местами, как уже отмечалось, являлись тогда хорошим полигоном для отправления тотемических культов, т. е. веры в предков в виде животных и растений.

Особое место в религии у абхазов занимал культ молнии (Афы), который можно встретить и поныне, почитание домашнего очага, особенно надочажной цепи.

Значительная роль в религии у абхазов принадлежала различным олицетворениям природных сил.

В эпоху разложения первобытнообщинного строя дальнейшее развитие получил культ мёртвых, связанный с обрядом «вторичных захоронений», который зародился ещё в III тыс. до н. э. (дольменная культура) и просуществовал чуть ли не до начала XX в. Более чёткие представления складываются об Анцва – верховного божества абхазов.

Итак, пантеон дохристианских богов у абхазов возглавляет Анцва. Туда входят: Анана-Гунда – покровительница людей, животных, охоты, пчеловодства и, вообще, плодородия; Ажвейпшьаа – покровительница охоты, дичи и леса; Афы – божество молнии, огня, войны, грабежей; Дзызлан – божество воды; Хайт – божество восхода и захода солнца, а также и моря; Кодош – покровительница деторождения, воды и деревьев; Ажьахара – божество очага и плодородия природы; Ашьха-инцваху – божество диких гор; Айтар – божество обновления, размножения и скотоводства, состоящее из семи долей. Доли эти следующие: Алышкинтыр – божество собак; Амра-ныха – персонификация солнца; Амза-ныха – персонификация луны; Анапа-нага – божество урожая; Ачышьашьана – божество лошадей; Жвабран – покровительница крупного рогатого скота, особенно коров; Джабран – божество мелкого рогатого скота, особенно коз. В оформившемся пантеоне божеств абхазов важное место занимали также: Шашвы – покровитель кузнечного ремесла; Джаджа – покровительница земледелия и плодородия; Ерыш – божество ткацкого ремесла; Саунау – богиня мукомолия; Киквин – дух хлопка и др.

В VI в. при императоре Юстиниане христианство официально утвердилось в Абхазии, хотя проникло сюда значительно раньше. Оно оказало благотворное влияние на развитие абхазской культуры, способствовало распространению греческой письменности и объединению абхазских этнических общностей в единую феодальную народность (к VIII в.).

В XV–XVI вв. происходит ослабление позиций христианской идеологии и возрождение традиционных дохристианских верований у абхазов.

В течение почти трехсотлетнего влияния Турции удалось в известной степени распространить мусульманство суннитского толка среди части абхазов, в основном среди представителей высших сословий. Но в то же время у абхазов сохранились обычаи, связанные с христианством.

После присоединения Абхазии к России в 1810 г. царское правительство принимает меры к восстановлению здесь христианской религии.

Все эти события нашли отражение в нынешнем состоянии религиозности у абхазов.

Фольклор. Абхазский народ является создателем и носителем богатого поэтического и музыкального фольклорного наследия. В фольклоре отразились веками накопленные эстетические и этические взгляды народа в многочисленных традиционных жанрах: древние (реликтовые) трудовые и обрядовые (магические) песни и танцы, сказки и несказочная проза (мифы, былины, легенды, предания), эпос, бытовая лирика, историко-героическая словесность, афористические жанры (пословицы, поговорки, загадки), детский фольклор и т. д.

Музыкальный фольклор абхазов содержит трудовые («Песня жернов», «Песня мотыги» и т.д.), реликтовые («Ауоу», «Дзиуоу» и т.д.) песни, своими истоками восходящие к ранним стадиям истории человечества. Специалисты отмечают тот факт, что в музыкальном фольклоре абхазов отсутствуют женские песни, за исключением колыбельных и причитаний. Также к наиболее древней и обрядовой песне можно отнести песню охотников, посвященную божеству «Ажвейпшьаа», чтобы была удачная охота. В песенном творчестве народа представлен и пастушеский фольклор, связанный с изобретением абхазской свирели – ачарпын. Свадебный обряд – это настоящее театрализованное представление с песнями «Оуредада» («Радеда») и танцами. Архаичностью и строгостью отличаются траурные песни абхазов «Ауоу». Колоритными являются хороводные песни «Шаратын», «Аибаркра», происхождение которых связано с божеством, олицетворяющим солнце. Широко распространён древний танец абхазских воинов на носках. За душу трогает цикл песен «О ранении», чтобы облегчить тяжеёлую участь пострадавшего. В древности танцы имели целебное значение. Например, танец «Атларчопа» использовался при лечении болезни «Святого Витта» (по-абх. «аршышра»), которой страдали молодые девушки. Больная девушка выбирала юношу и танцевала с ним до потери сознания. Через несколько часов она приходила в себя уже здоровой. Горем и тоской по родине пропитаны песни «Махаджиров». Существуют в музыкальном фольклоре и более поздние песни о конкретных народных героях: Пшкяч-ипа Манче, Хаджарате Кяхба, Салумане Бгажба и др.

Самобытностью отличаются и музыкальные инструменты абхазов, включающие в себя духовые, щипковые и смычковые: апхиарца – самый излюбленный двухструнный инструмент с узким веретенообразным корпусом; ачарпын – флейта из стебля зонтичных растений с тремя или реже шестью отверстиями; аюмаа – угловая арфа с натянутыми на раму 14 струнами из конского волоса; ахымаа – имеет трапециовидную раму, на которую натянуты 14 металлических струн.

Наиболее значительными памятниками эпического жанра у абхазов являются архаические сказания о нартах и о герое-богоборце Абрскиле.

Нартский эпос характерен особенно для всей абхазо-адыгской группы народов и осетин. Абхазская версия принята большинством учёных самой архаичной. В ней повествуется об эпическом обществе, состоявшем из ста единоутробных братьев и их единственной сестры Гунды-красавицы, которыми верховодит мать – женщина, не имеющая ни отца, ни мужа, вечно молодая, мудрая и властная Сатаней-Гуаша. Особую любовь она питает к своему младшему, необыкновенно рождённому (из камня, скалы) сыну, центральному герою эпоса – Сасрыкве. Цикл повествования о его бесконечных подвигах и составляет основную сюжетную канву эпоса.

Что касается эпоса об Абрскиле (абхазский Прометей) – герое-богоборце, то он основан на древних мифологических мотивах, но был создан сравнительно позже нартского эпоса, возможно, в период консолидации абхазских племён в единую феодальную абхазскую народность. За непоклонение Богу Абрскил был заключён и прикован к столбу в самой глубине Отапской пещеры, которая ныне носит его имя.

В эпоху образования Абхазского царства следует отметить появление первых сказаний об Апсха – царе Абхазии.

В абхазском фольклоре широко представлены и все жанровые разновидности сказки: животный эпос, волшебные и бытовые сказки. В более ранних сюжетах ярко отражается мифологическое мировоззрение народа.

Абхазский фольклор играл также важную роль в зарождении, становлении и развитии художественной абхазской литературы и профессионального искусства.