Ефрем Мцире — известный грузинский ученый, историк, филолог и переводчик второй половины XI века. Он в основном занимался переводами греко-византийской церковно-христианской литературы на грузинский язык.

Одним из основных его сочинений является «Повествование об обращении грузин — о том, в каких книгах об этом упоминается». Оно опирается на памятники византийской церковной литературы: «Странствия апостолов», «Церковная история Феодорита Квирского», «Хронография», описанная в Антиохии, «Церковная история» Эвагра83 и другие84.

Ефрем Мцире в вышеназванное сочинение включил некоторые сведения о христианстве в Абхазии, которые он извлек в основном из памятников византийской исторической литературы и прокомментировал.

 

Проповедь апостола Андрея в Абхазии (I. 214. VII. 4)

 Да будет известно, что тотчас же после проповеди святых апостолов, когда, по пророчеству Давида, по всему свету разнесся их голос и слова их достигли пределов вселенной, в этих же пределах говорится и о нас в странствии святых апостолов о проповеди Андрея Первозванного в Авазгии, что есть Абхазия85, его отправление оттуда в Осетию, а также странствие Варфоломея на севере, что есть Картли86.

 

 Обращение абхазов в христианство87 (I. 219. VII. 11) 

 А про абхазов Евагр Епифан пишет в двадцать второй главе своей «Церковной истории» и говорит так:88 «Во времена же царствования Юстиниана и абхазы преобразились к лучшему и вняли христианской проповеди. Ибо при дворе же Юстиниана был один евнух, родом абхаз, нареченный Евфратом, которого царь послал к ним89 для проповедования и обещания, что отныне ни один из их рода не будет лишен посредством железа мужчинства, путем насилия над природой90, ибо многие из них были слугами в царских покоях, которых, обычно, называют евнухами. Потому Юстиниан в Абхазии91 построил храм святой Богородицы и определил там священников, чтобы лучше наставлять их в вере христовой».