В своде древнегрузинских летописей «Житие Грузии» («Картлис цховреба») одним из значительных сочинений является «Летопись Картли» («Матиане Картлиса»), составленная во второй половине XI века. Автор сочинения не известен, однако очевидно то, что он родом был из Восточной Грузии и является современником описанных в конце летописи событий143.

Летописец использовал ряд источников, среди которых видное место занимают отдельные летописи Тао-Кларджети, Кахети, Тбилисского эмирата, «Житие абхазов» и др.144.

Сочинение повествует об истории Грузии VIII—XI столетий, излагая политические события, связанные с возникновением отдельных феодальных княжеств и их взаимоотношением в период борьбы за объединение страны.

Памятник содержит также подробные сведения об участии Абхазского царства в этих событиях.

Определенное значение имеют и те сообщения памятника, из которых можно черпать некоторые материалы относительно социально-экономического положения Абхазии и Эгриси в конце раннего средневековья.

По справедливому замечанию акад. И. А. Джавахишвили, автор летописи лучше знает Восточную Грузию, чем Западную ее часть; но тем не менее, очень ценными, в основном, достоверными представляются нам и те сведения летописи, которые касаются истории объединенной Абхазии и Эгриси VIII—X веков.

Составление такой единой истории Восточной Грузии и Абхазского царства VIII—X веков, каковой является «Летопись Картли», было обусловлено, по всей вероятности, завершившимся уже во второй половине XI в. Процессом политического объединения раннефеодальной Грузии. В рассматриваемом памятнике действительно «основным объектом повествования является история единого Грузинского царства. Историю же предшествующего периода, т. е. периода борьбы за объединение Грузии и создание Грузинской феодальной монархии, автор дает как обширное вступление к ведущей и главной теме своего сочинения»145.

«Матиане Картлиса» только лишь два раза упоминает термины «Эгриси» и «Саэгро» — прежние названия основной части Зап. Грузии146; в нем вообще не встречаются «Сванети», «Рача», «Таквери» (Лечхуми); этноним «свани» приводится лишь один раз147; редко употребляет также «Гурию» и «Самокалако» (Имерети)148.

Этот памятник в подавляющем большинстве случаев всю Западную Грузию, вместе с собственно Абхазией, называет термином «Абхазети», «т. е. «Абхазия», а население всех перечисленных уголков Западной Грузии и Абхазии обозначает этнонимом «апхазни» («абхазы»), ставшим уже тогда собирательным термином и употреблявшимся в качестве общего названия картвельского и абхазского населения этого региона. Известно, что приводимое ниже большинство материалов «Летописи Картли» касается не только собственно Абхазии и абхазов, но и всей Западной Грузии; однако эти сведения нами извлечены потому, что в описанных в них событиях, бесспорно, участвовали и собственно абхазы, наряду с картвельским населением Абхазского царства. Вместе с тем, в «Летописи Картли» термины «Абхазия» и «абхазы» иногда используются в значении собственно Абхазии и абхазов.

 

Образование Абхазского царства149

(III. 251)

 Когда ослабли греки150, отложился от них эристав абхазов по имени Леон, племянник151 эристава Леона, которому в наследство была дана Абхазия. Этот второй Леон был сыном дочери царя хазар152 и с их помощью отложился от греков, завладел Абхазией и Эгриси, назвал себя царем абхазов, ибо не было в живых Иоване и был пожилым Джуаншер153. После этого скончался И Джуаншер.

 

Начало борьбы за Картли и участие в ней абхазского царя Феодосия154

(III. 252—253)

 В то время пошел войной Ашот Куропалат, и помог [ему] царь абхазов Феодосий155, сын Леона второго, который доводился зятем Анюту Куропалату.

Прибыл из Кахети Григол, и помогли Григолу мтиулы и цанары156 и эмир тбилисский. И сразились на [реке] Ксани Ашот и Григол. Обратили в бегство Григола, владетеля Кахети, и заняли [Ашот и Феодосий] ту область, которая была отторгнута им от Картли. И захватил Ашот [земли] от Кларджети до Ксани.

 

Учреждение должности католикоса в Абхазском царстве

(III. 255)

 Этот Баграт назначил и узаконил каталикоса в Абхазии157 в 830 году после [рождества] Христова158.

 

Сражение абхазов и эгрисцев с арабами за Картли159

(III. 256)

 А Феодосий160, царь абхазов, выступил против него161 и расположился в Куерцхоби. Когда узнал Буга [об этом], послал [против него] своею спасалара Зирака и Баграта, сына Ашота Куропалата; сразились [они] и обратили в бегство абхазов162, и погибло бесчисленное множество. И царь Феодосий, бежавший, отправился по Двалетской дороге.

 

Абхазское царство в борьбе за Картли в 60—70-х гг. IX в.163

(Ш. — 258)

 В то время164 выступил [в поход] Георгий, царь абхазов, брат Феодосия и Дмитрия, сын Леона, овладел Картли и оставил сына Дмитрия эриставом в Чаха; после смерти Георгия — царя абхазов остался малолетний сын Дмитрия, которого звали Баграт, который известен как изгнанник. Супруга царя Георгия умертвила сына Дмитрия, чихского эристава. И солгала она владетелю Иване Шавлиани, и бросили [они] Баграта и море. Бог же спас его и достиг он города Константинополя. Привел царь Иване сыну своему Адарнасе жену, дочь Гуарама, сына Ашота.

И скончался Иване, царь абхазов, а царствовал вместо него сын его  Адарнасе. И занял Липарит земли Триалети, воздвиг [там] крепость Клде-Кари и признал над собой патроном Давида, сына Баграта.

Феодосий второй165 скончался, не оставив потомства, и воцарился Георгий, который имел в наследственное владение Агцепи. Поэтому и был назван он Георгием Агцепским. Феодосий процарствовал двадцать семь лет.

 

Борьба за Картли в 70-х годах IX века166

 Насра, сын Гуарама, и Гурген были на стороне абхазов, а Давид и Липарит помогали армянам, и сражались армяне и абхазы за Картли.

…Враждуя с Насрой, объединились армяне, Липарит и картлийцы и Ашот, брат Давида, вместе с ними и сарацины. И сражались [они] с Насрой, обратили его в бегство, и отобрали крепости.

 

Воцарение Баграта, сына Дмитрия, и его борьба за Картли167

(IV. 261)

 Баграт168, сын абхазского царя Дмитрия, пребывал в Греции, в Константинополе; и дал [ему] царь греков войско, и отправил морем и на кораблях прибыл в Абхазию; и убил [он] Адарнасе169, сына Иоване, и овладел Абхазией. И женился на его170 супруге, дочери Гуарама; и вывел Баграт, царь абхазов171, Насру, брата своей жены из Греции и дал ему свое войско. Насра же захватил в Самцхе три крепости: Одзрхе, Джварис-цихе и Ломсиамта, построенные Гуарамом же.

Прибыли172 Гурген и Адарнасе, сын Давида; помогали [им] армяне, сразились [они с абхазами] на Куре и абхазы были побеждены, убили Насру и Бакатара, владетеля осетин, также эристава абхазов173.

 

Абхазское царство в борьбе за Картли при Хонстантине Багратовиче174

(III. 262—266)

 В то время выступил Константин175, царь абхазов, овладел Картли, и начал враждовать с ним царь армян Сумбат Исповедник (Тиезеракал); предпринял [он] поход с большим войском и осадил Уплисцихе; сняли вьючные седла [с животных], сложили их доверху и взяли крепость хитростью. Однако мирно договорились Сумбат и Константин, и вернул [Сумбат] обратно [Константину] Уплисцихе и всю Картли.

После этого пришел эмир агарян по имени Абул-Касим, сын Абу-Саджа, которого прислал Амир-Мумн с большим, бесчисленным войском, которое не вмещала страна. А прибыл он сперва в Армению, и разорил всю Армению — Сюник, Вайоц-Дзор и Васпуракан. И Сумбат, царь армян, не устоял от страха перед ним, бежал оттуда, устремился в горы Абхазии, и находился там176. …Снялся оттуда177 [Абул-Касим] и пошел на город Двин178. Явились [к нему люди] и сказали, что царь Сумбат179 вступил в крепость Капоэти180; поспешно собрался и объявил своему войску, чтобы каждого человека, кого найдут живым, приводили к нему. Пришел и осадил крепость Капоэти; и домочадцев защитников крепости, которых нашел вне крепости, захватил.

Поэтому сдали крепость и был схвачен Сумбат; повез в Двин, повесил на шесте и скончался.

После того прошло несколько лет, отстроилась страна; тогда хорепископ181 Квирике призвал царя абхазом Константина; вступили [они] в Эрети182 и осадили крепость Вежини. Царь абхазов с верхней стороны, а Квирике — с нижней. И уже должны были взять [крепость], как явился патрик Адарнасе183 и в крестовую пятницу заключил [с ними] перемирие, передал царю абхазов Ариши и Гавазни184, а Квирике — Орчоби. Как только заключили мир и возвратились, прибыл Константин, царь абхазов, помолился в Алаверди святому Георгию и отделал его икону золотом. Большую же часть своего войска отправил по окружному пути, и оказал ему большие почести хорепископ Квирике, и отправился [царь абхазов] в страну свою.

Спустя несколько дней скончался Константин, царь абхазов, и пребывала в смятении страна Абхазия некоторое время. Ибо у царя Константина были два сына… Старшего звали Георгий, младшего, которого родила вторая жена, — Баграт185. И была между ними борьба ожесточенная, о которой подробно сказано в их истории186.

 Этот Баграт187 был зятем эриставт-эристава Гургена; помогал [ему] Гурген всеми силами своими. Пока не умер Баграт, не было спокойствия. Только после его смерти царствование над абхазами полностью получил царь Георгий188. Был он наделен всеми благами, храбростью и статностью; был боголюбив, строитель, больше всех славился строительством церквей, милосердный к нищим, щедрый, скромный и преисполненный благородства и доброты. Он устроил и упорядочил все дела вотчины и царства своего: построил храм Чкондидский, учредил [там] епископию и украсил его множеством мощей праведных мучеников.

 

Мятеж царевича Константина против своего отца Георгия II

(III. 266—268)

А Георгий, царь абхазов, передал Картли своему старшему сыну Константину189

 

 

Пятидесятый царь Картли Константин, сын царя абхазов190

 И после трехлетнего пребывания [царем Картли] Константин начал враждовать со своим отцом и домогаться царствования [в Абхазии]. И когда раскрылось дело его, укрепился он в Уплисцихе и присоединились к нему тбетцы и многие другие азнауры.

Царь Георгий, удостоверившись в отложении своего сына, выступил со всеми силами своими, вывел таойских царей и хорепископа Фадлу191 и осадили Уплисцихе. И сражались в течение многих дней, но никакого вреда причинить крепости не смогли, ибо в ней стояло много [защитников].

Порою сражались [они] верхом, иногда же пешими.

Тогда царь Георгий начал подстрекать азнауров [из рода] Сазуерели [уговорить царевича]: «Выходи, мы поведем тебя в Абхазию, ты стань царем, а отец твой пусть останется в стороне».

Он поверил и доверился, хотя те азнауры, которые были с ним, отговаривали от подобного поступка, а он не послушался их. Вышел ночью на плоту по Куре, и когда отплыл от берега Куры, [те] не вытерпели и напали него], чтобы схватить. И когда догадался о их вероломстве, повернул плот, чтобы войти опять в крепость.

Не смог [он] подчинить плот и спрыгнул там, где причалили плоты.

Поднялся шум, выступили царь и все войско; оцепили крепость. И на рассвете начали разыскивать. А он, [оказалось], вышел из воды, забрался в расщелину скалы и скрывался там. Нашел его человек, на которого нельзя было положиться; схватили и представили царю, и царь наказал его жестоко: сначала выжгли глаза, затем оскопили, от чего и скончался. А тех азнауров, которые стояли в крепости, вывел, внушив им доверие, и тбетцев отпустили мирно и отправили в Васпураган.

 

Воцарение в Картли Баграта III

(III. 272—274)

 В то время192 пришли кахетинцы и осадили Уплисцихе. В ту пору эриставом Картли был Иване Марушисдзе, человек могущественный и обладающий многочисленным воинством.

Он отправил посланника к Давиду Куропалату193 и призвал его выступить в поход со своими силами и занять Картли: либо удержать ее самому, либо передать Баграту, сыну Гургена, сыну дочери царя абхазов Георгия, которому принадлежали наследственно по материнской линии Абхазия и Картли. Этот же Иване Марушис-дзе добивался воцарить Баграта. Как только услышал предложение Иване Марушисдзе, Давид Куропалат отправился со всеми силами своими, и прибыл в Картли. И когда кахетинцы узнали о его прибытии, ушли, подобно беглецам, уступив ему Картли.

Прибыл Давид Куропалат, расположился в Куахврели; встретил [его] эристав Картли Иване Марушисдзе, принял от него194 Уплисцихе, и передал ее Баграту и его отцу Гургену, ибо не было сына у Давида Куропалата а Баграта, сына Гургена, воспитывал как сына своего195.

И возвращаясь оттуда196, оставил в Уплисцихе Гургена и его сына Баграта.

К тому времени Баграт еще был несовершеннолетним, поэтому соправителем [при нем] оставил отца его Гургена. Собрал [Давид] картлийских азнауров и повелел: «Сей [Баграт] есть наследник [царей] Тао, Картли и Абхазии, сын и воспитанник мой, а я являюсь его попечителем и подмогой; ему повинуйтесь все». И пробыв [в Картли] немного времени, отправился в Тао.

 

Гурандухт — мать Баграта III

(III. 275)

В то время197 Уплисцихе и Картли владела царица Гурандухт. Сия царица Гурандухт была дочь царя абхазов Георгия и матерью Баграта.

 

Провозглашение Баграта III царем абхазов (III. 275—276)

 Между тем прошло три года198, как в Абхазии царствовал Феодосий Слепой.

Разложилась сия страна и изменились все обычаи и порядки, введенные первыми царями. Видя все это, знатные той страны пребывали совместно в большой печали.

Этот же Иване Марушис-дзе захотел привести Баграта царем Абхазии.

Вместе с ним все знатные, эриставы и азнауры Абхазии и Картли испросили Баграта себе в цари у Давида Куропалата. И тот очень нехотя, насилу, выполнил их просьбу, ибо, я уже говорил о том, что бездетным был Давид Куропалат, и воспитал он Баграта как сына и [будущего] властителя обеих частей Тао. Однако, когда земли Картли и Абхазии оказались без наследника [престола], отдал им [Баграта] по уговору, взяв заложников.

Повели его в Абхазию, благословили на царство и все подчинились его повелениям, поскольку был уже совершеннолетним.

По прошествии двух лет после сего, заботливо правя страной, исправил все дела, подобно деду своему, великому царю Георгию…199

Отправил царя Феодосия, брата матери своей200, в Тао к Давиду Куропалату, ибо так посчитал лучшим, дабы у всех людей, больших и малых, вера в добро, либо страх за бесчинство были бы перед ним.

 

Деятельность Баграта III в Абхазии

(III. 276)

 Царь абхазов Баграт201… отобрал крепость [Уплисцихе] у матери своей, пробыл [в Картли несколько] дней, частично управился с картлийскими делами; [затем] взял мать свою и отбыл в Абхазскую страну. И подобно искусному кормчему, упорядочил все дела Абхазии: ибо понижением разоблачал всех, кого находил непокорным, и вместо них возвеличивал благонадежных и верных ему.

 

 «Абхазское войско»

(III. 278—279)

 Прогневался Баграт, царь абхазов и картлийцев. И Куропалат в то время202 находился в Дливи, ибо занимался делами Тао и Картли; а Тао он владел самолично после смерти отца-царя царей Гургена. Поспешно послал человека [Баграт] и призвал войска Абхазии и Картли; а сам отправился с верхними войсками, прошел через Триалети, перешел мост Мцхеты. И присоединились к нему абхазы203 и картаийцы. Расположился [царь Баграт] в Тианети, и начал разорять Кахети. Не мог противостоять ему Давид204, т. к. силы его были бесчисленны; начал завоевывать крепости и в то же время покорил страну Эрети; назначил ее владетелем Абулала и возвратился обратно.

 

Бедийский храм

(III. 281)

 Этот же великий царь205 построил Ведийский храм и учредил [в ней]епископскую кафедру, заменил им Гудаквское епископство; пожертвовал много сел со всеми ущельями и землями, обеспечил полным распорядком, убрал церковь всевозможными украшениями, освятил и посадил [там] епископа. Если же кто-либо изъявит желание испытать и разуметь степень величия его, пусть в первую очередь узреет великолепие Ведийской церкви, и по ней поймет, что не было другого подобного ему царя в стране Картли и Абхазии206.

Этот Баграт, царь абхазов и картлийцев, превзошел всех государей по совершенству правления [государством].

 

Баграт III похоронен в Бедна

(III. 283)

 После того207 царь Баграт объехал все царство свое — Абхазию, Эрети и Кахети; вернулся и перезимовал в долинах Тао; и когда наступило лето, прибыл в ту же крепость Панаскерти на третьем году, там же скончался сей царь Баграт208.

Царствовал тридцать шесть лет и увенчанный сединой прекрасной преставился в хроникон двести тридцать четвертый209, мая месяца седьмого [числа] в пятницу. В дни кончины своей был в Тао.

И повез прах его эристав эриставов Звиади и предал земле в Бедиа.

 

Передача Анакопийской крепости Византии

(III. 295)

 Между тем в Анакопии пребывал другой сын210 царя Георгия211, [который был] от второй его жены, дочери осетинского царя. И через азнауров между ними велись [какие-то] переговоры212, отрок по имени Дмитрий был мал. Не сумели воцарить его, хотя кое-кто надеялся; не смогли и переманить к себе его ни царь Баграт, ни мать его, ни крупные вельможи этого царства. И не выдержал [Дмитрий], отправился из этого царства, обратился к царю греков и отдал ему Анакопию.

С тех пор и поныне Анакопию утратили цари абхазов.

 

Попытка возвращения Анакопии около 1044 г.

(III. 299)

 Стояла весенняя пора и Баграт213 находился в Абхазии; подступил к Анакопии и был близок уже к взятию [ее].

Явились [к нему] тбилисские старейшины, поскольку перед этим скончался тбилисский эмир Джафар214. Обещали [Баграту] город и призывали его поспешно. Отправился он, приставив к Анакопии Куабулела Чачас-дзе Отаго с абхазскими войсками.

 

Возвращение Анакопии (III. 317)

 После того215 господь даровал [нам] захваченные насильно греками крепости. Отвоевал216 у греков Анакопию217, главную из крепостей Абхазии, как и многие крепости Кларджети, Шавшети, Джавахети и Артани.

Затем еще помилосердствовал бог и [царь Георгий] захватил город Кари, крепость и страну, укрепления Вананда и Карнифора, бежали турки из тех земель.