«Фауст», Мариинский театр С.Петербург, 1907г.
Декорации художника князя А.К.Шервашидзе-Чачба.

«Только то искусство живёт,
которое родилось от жизни…»

А.К.Шервашидзе (Чачба)

Выдающийся первый абхазский профессиональный художник Александр Константинович Шервашидзе (Чачба) занимает видное место в истории русского декоративного искусства. Где он выдвинулся в ряд таких больших реформаторов сцены, какими были К.Коровин и А.Головин.

Александр Константинович Шервашидзе (Чачба) родился  24 декабря 1867 года в г. Феодосия, в семье отставного майора (брата последнего владетеля Абхазии) –  Константина Георгиевича Шервашидзе (Чачба), изгнанного повелением императора за пределы Кавказа за участие в дворянском заговоре 1832 года в Грузии и после восстания в 1866 году в Абхазии.

Мать художника была пианистка – дочь французского профессора музыки – Наталья Матвеевна Данлуа.

Закончив киевское реальное училище,  А.К.Шервашидзе (Чачба) в 1891 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В  1894 году, по совету В.Д.Поленова, молодой художник едет в Париж и совершенствует своё мастерство в школе профессора Фернана  Кормона.

В Париже А.К.Шервашидзе (Чачба) сближается с художниками: А.Бенуа, И.Грабарём, В.Борисовым–Мусатовым, М.Волошиным, Е.Кругликовой, В.Серовым и др.

По возвращении из Парижа, с 1907 года по 1918 год  А.К.Шервашидзе (Чачба) работает  сначала художником-декоратором, а затем, вплоть до 1918 года, главным  декоратором Петербургских императорских театров:  Мариинского. Александринского и Старинного. Петербургский  период  является значительными в его  творческой  деятельности. Здесь им было оформлено более 40 спектаклей, таких , как «Фауст» - Гуно; «Тристан и Изольда – Вагнера; «Талисман» - Дриго; «Лакмэ» - Делиба; «Евгений Онегин» - Чайковского; «Гамлет», «Ромео и Джульетта «, «Макбет» - Шекспира; «Тяжба» - Гоголя и др., с участием артистов: Ф.Шаляпина, Л.Собинова, М.Кшесинской, О.Преображенской, В.Давыдова, М.Савиной, Г.Ершова и др.

В 1919 году в Сухуми в содружестве с петербургским театральным деятелем Н.Н.Евреиновым и актрисой Н.И.Бутковской, А.К.Шервашидзе (Чачба) основал для молодёжи художественную студию.. в Сухуми же была организована и драматическая студия, силами которой были поставлены оформленные А.К,Шервашидзе (Чачба) спектакли с участием поэтов  В.Каменского и В.Стражева. Был проведён вечер, посвящённый Козьме Пруткову, и шли пьесы Н.Н.Евреинова:  «Весёлая смерть», «Стёпик и Манюрочка», а также инсценировка народной героической песни  «Раненый в сердце». 

В 1920 году по приглашению С.П.Дягилева,  руководителя русской балетной труппы, гастролировавшей по Европе, А.К.Шервашидзе (Чачба) выезжает за границу.

За рубежом, в театрах Франции, Англии, Испании, Бельгии он оформляет          спектакли: «Лебединое  озеро»  Чайковского; «Сильфиды»  Шопена; «Прометей»  Бетховена; «Триумф Нептуна»  Бернера; «Женитьба»  Гоголя; «Месяц в деревне» Тургенева и др. с участием артистов: С.Лифаря, А.Павловой, В.Нижинского, Т.Карсавиной, О.Спесивцевой, Т.Тумановой, И.Шиваре и др.В 1946 году, в Монте-Карло, А.К.Шервашидзе (Чачба) создает эскизы декораций к балету «Шота Руставели», поставленному С.Лифарём на музыку А.Черепнина. Балет этот   шёл потом в Париже и Лондоне. Везде ему сопутствовал успех.

За долгую творческую жизнь А.К.Шервашидзе (Чачба) побывал во многих странах Западной Европы. О спектаклях, оформленных им в Петербурге, Лондоне, Мадриде, Париже, Монте-Карло и других городах,  писали газеты.

Известен А.К.Шервашидзе (Чачба) и как художник широкого диапазона. Интересны  выполненные  им различные по тематике и жанру многочисленные полотна, акварели, портреты, эскизы и рисунки. Они характеризуют его как многогранного мастера высокой художественной культуры.

Не менее интересен художник и как критик и теоретик в области изобразительного искусства.

Его  незаурядные  критические и теоретические работы и исследования по живописи представляют и сегодня немаловажный интерес для изучения искусства конца XIX, начала XX века.

Являясь членом русского художественного объединения «Мир искусства», возглавляемого А.Бенуа и С.Дягилевым,  А.К.Шервашидзе (Чачба) выступал со статьями  в журналах «Мир искусства», «Аполлон», «Золотое руно» и читал в Феодосии, Сухуми, Баку, Батуми и Тифлиси много лекций о художниках – Антокольском, Левитане, немецком художнике Либермане, голландском художнике Израилсе и др.

О популярности художника за рубежом свидетельствует посвящённая ему статья в вышедшем в 1957 году в Париже, издательстве Фернанда Хазана «Словаре Современного балета».Оказавшись отрезанным от Родины,  А.К.Шервашидзе (Чачба)  жил  последние 20 лет в полном одиночестве.  Скончался он в 1968 году в возрасте 101 года и был похоронен на русском кладбище в Ницце.

Находясь вдали от Родины А.К.Шервашидзе (Чачба) никогда  о ней  не забывал. Предпринятое им решение о возвращении на Родину не могло осуществиться  в связи с тяжёлой болезнью. Однако, будучи оторванным   от отечества, он продолжал живо интересоваться жизнью нашей страны, её культурными достижениями.

Художник оставил большое  творческое наследие. В течение многих лет, без средств существования, он хранил свои работы не продавая их, чтобы в конце жизни завещать Родине. Доказательством его патриотизма является тот факт, что в 1958 году он прислал в дар Родине около 500 своих работ и личный архив. Это ценное наследие Александра Константиновича хранится в Государственном  музее искусств Грузии в Тбилиси и частично сухумской картинной галерее Абхазского государственного музея.

В архиве А.К.Шервашидзе (Чачба) обнаружено много патриотических записей, сделанных во время его пребывания в Сухуми в 1917 – 1919 годах.

Глубоко переживая отсталость маленькой Абхазии, он мечтал о её лучшем будущем: о развитии культуры, об издании литературы на абхазском языке, об издании трудов по истории Абхазии, учебников, словарей, об организации музеев, театра и о многом, многом другом.

Сухум. 1984.