У каждого народа есть свои прорицатели. Одни из года в год объявляют об очередном конце света, другие о приходе нового мессии, а третьи оставляют после себя такие загадки, что несколько поколений мудрецов не могут их разгадать. Однако, в истории встречаются прорицатели, чьи слова сбываются в «назначенный час» и с удивительной точностью. Пророчества, собранные в этом разделе историком и кавказоведом Русланом Гожба, относятся к советскому периоду. В то время и думать-то про развал Союза и гражданскую войну было страшно, не то чтобы говорить об этом. Уважаемые абхазские старцы рекли о будущем Абхазии в кругу своей семьи, и как правило, все эти откровения были сделаны перед смертью.

*

Был жаркий полдень. Пастух пас стадо в с.Гарп. Усевшись в тени дерева, он наблюдал  за окружающим.  И вдруг он видит, как с неба спускаются,  сидя на муле, три пророка.   Испугавшись, пастух спрятался в кустах. Пророки, усевшись в тени дерева, повели разговор, кому быть правителем (государем, ахъын06ар) Апсны. Было перечислено  несколько фамилий, но к единому мнению не пришли. Тогда один из них сказал: пусть правителем Апсны будет  Чнагу.  «Чнагу, Чнагу, – повторили другие, – Да, он подходит, и пусть он будет правителем Апсны».

– А кто будет об этом знать? – спросил один из пророков.

– А пусть этот пастух, который сейчас прячется в кустах и будет свидетелем, – ответил другой.

После этого  они  втроем вновь уселись на мула и вознеслись на небеса.

Пастух, пригнав стадо домой, направился к одному из самых уважаемых людей округа – Аабыджу Мыкуба и рассказал обо всем. Аабыдж, собрав всех почетных стариков, поведал им об услышанном. После этого они попытались установить, кто такой Чнагу, но безуспешно, никто его не знал.

Прошло время. Аабыдж с супругой ехал на фаэтоне в Эшеры. По пути он остановился в Гудаутах у духана, чтобы отдохнуть. К нему подошел юноша и, поздоровавшись, спросил:

– Не в Сухум ли вы едете?

Аабыджу понравился паренек, и он спросил его, кто он такой.

– Я Чнагу, сын Щахусны Джергениа!

Аабыдж сразу же вспомнил слова пророков и сказал:

– Как же я не возьму тебя с собой,  Чнагу – сына Щахусны Джергениа!

Затем, усадив его рядом с собой, расспросил, откуда он и куда направляется. Чнагу, а это был молодой Нестор Лакоба, ответил, что из Сухума он едет в Батум, где учится.

Они вместе отправились в путь. В Эшерах Аабыдж вышел, заплатив за себя и Нестора, а Чнагу направился дальше.

Прошло время. Имя Нестора было уже на устах по всей Абхазии. И вот в 1917 г., когда Абхазии надо было определиться и избрать лидера, который повел бы за собой абхазский народ, высшее сословие стало выдвигать своих людей. Тогда состоялся народный сход, где выступил с четырехчасовой речью Осман Бутба. После его выступления народ избрал Нестора... Люди, близко знавшие Нестора. говорили, что он каждый вечер молился Богу за сохранение и благополучие Апсны и ее народа.

Руслан Гуажба «Память прошлого», см. газ. «НПА – Народная Партия Абхазии»

№13 за 7 декабря 1997 г.

*

1942 год. Шла вторая мировая война. В Абхазию уже переселяли грузин, а все мужское население из абхазов находилось на фронте. Для абхазского населения была поголовная мобилизация. В Калдахварах покойникам готовили последний приют женщины, что было неслыханно для абхазов, но все мужчины были на фронте или расстреляны в 1937-м году. Было очень тяжелое время.

В селе Атара жил 120-летний Кадыр Хурхумал, он никак не мог уйти в мир иной. Старые мудрые люди говорили, если человек долго не умирает, то его последний час не придет до той поры, пока он не сообщит информацию, которую ему ниспослали от Всевышнего. Есть еще старое, древнее выражение: «Ребенок, что увидит и услышит, никогда не забудет».

И вот старый-престырый Кадыр собрал всех детей в своей ахабле (деревне) и рассказал следующее:

«Сейчас очень тяжелое время, алемса (германец) идет войной против аурыса (русских), но эту войну алемса проиграет через три года. Сейчас вы видите, когда идет война, нашу прекрасную Абхазию заселяют грузинами, это было и в мое время, сейчас очень тяжелое время. Но пройдет более 40 лет после победы аурыса и в Абхазии появится молодой парень – абхаз, который получит хорошее образование в Москве, где он до приезда, на родину будет работать свыше двадцати лет. И этот образованный молодой человек возглавит абхазский народ и благодаря его решительным действиям, Абхазия станет свободной и все грузины уйдут к себе на родину, за реку Ингур.

Запомните это, дети мои. Это мне поручено передать вам от Того, который все знает. Так и будет, запомните. Пройдет время, меня не будет, но когда это произойдет, вы вспомните меня», – так говорил старый-престарый Кадыр Хурхумал. Вскоре, он спокойно ушел в мир иной.

А то, что он передал, свершилось.

*

В начале войны я чуть свыше месяца задержался в Сухуме: у меня болел младший брат. Когда мы с ним прибыли в Гудауту, то пошли к нашей тете, сестре отца.

– Ах, Аабыдж, все что он говорил сбылось! – воскликнула Зинка Мыкуба, тетя Заура Мыкуба.

Мыкуба Аабыдж, был известный абхазский мудрец, общался с пророками, был известные оратором и медиатором, а как лекарь, народный целитель был известен всей Абхазии. Аабыдж прожил долгую жизнь, 106 лет, жил он в с.Уатхара, а умер в 1936 году. Перед кончиной, он собрал близких, среди них была и его внучка Зинка и оставил завещание:

– Через год, – сказал он, в Алены будет уничтожено очень много хороших её сынов, наступят тяжёлые времена. Потом, ещё через несколько лет будет очень большая война и там много абхазов сложат свои головы. После этой войны, где Россия одержит победу, через несколько десятков лет, у нас в Апсны будет война, но абхазы одержат победу. Так говорил перед уходом в мир иной мудрый Мыкуба Аабыдж.

Записал Р.Х. Гуажба со слов его внука Мыкуба

Заура Куаговича, Сухум, 2010 г.

*

Это было в 1943 году. После тяжелых боев на Северном Кавказе я был ранен, отправлен в госпиталь и оттуда снова был направлен в Иран, в город Казвин. Тогда я был очень молод, мне было 18 лет, и очень живой. Командир выделял меня и когда я выходил в город в увольнение, то надевал офицерскую форму, которая очень шла мне.

Однажды мы с моим другом проходили мимо базара. Видим, сидит древний старец, весь седой-преседой, очень почтенный, люди подходят к нему и целуют ему руки. Это был дервиш, святой. Мы тоже подошли, он обратил на нас внимание и знаком подозвал меня. Я смущаясь подошел. «Кто ты?» – спросил он. «Русский солдат» – ответил я. «Нет, ты не рус, кто ты?» – вновь спросил он. Мы говорили через переводчика. «Абхаз» – ответил я.

«Абхаз, Абхазия, – задумался он, – Подожди не уходи. У вас будет через много лет, когда ты будешь пожилой, большая война, и вы одержите великую победу. Запомни это», – сказал он мне это.

Вернувшись, после победы домой, в Абхазию, я спрашивал всех, тогда было много стариков, но никто не мог дать мне ответа. А вот сейчас мы видим то, что предзнаменовал старец.

Анкуаб Расим, 1994 г. с. Хуап.

*

Был в селе Ачамдара провидец Аджба Темыр. Он совершал очень много удивительных дел и сейчас о них рассказывают. Он говорил, после войны, тогда в честь погибших на фронтах второй мировой войны ставили памятники – «абака». Пройдет время, – говорил Темыр, – в Абхазии будет война и вся Абхазия будет покрыта «абака», в память павших и великой победы.

*

140-летний Хапара Киут, после войны 1941-1945 г.г. говорил, что в Апсны будет большая война, и после нее абхазы, наконец, избавятся от захвативших и поработивших ее землю.

*

Вот, что рассказывал 91-летний Айба Алмасхан Кутиа-ипа из с.Уатхара в 1994 году.

У меня была единственная сестра. Совсем молодой она вышла замуж в с.Лыхны, в очень гостеприимный дом. Отец мой сильно переживал, ведь она была очень молода, вдруг не сможет как положено обращаться со свекровью, люди могут сказать: «Хой, ведь это его единственная дочь и он не смог ее воспитать!»

Близкие успокаивали его: «Это судьба и негоже так, возьми себя в руки». Ну конечно он успокоился со временем, ведь не мог же забрать домой дочь. Я к чему рассказываю. До этого моя сестра ухаживала за гостями в нашем доме, подавала им вино. А теперь это вошло в мои обязанности. Отец был знаком со многими, приходили часто его друзья. Останавливались у нас почтенные старцы, вели беседы. А я, так как моя старшая сестра вышла замуж, разливал вино, следил за тем, чего не хватает за столом, за всем этим я должен был следить. Я рассказываю истинную правду и ты сейчас услышишь то, что я слышал. Какой год был, когда шла еще та война?

– 1914.

– Да. Один из гостей сказал так. Время изменится. После этой войны 1914 года в Абхазии будет беда от воды.

Рядом с ним сидел другой старец, один из тех необыкновенных людей, кто общается с Пророками.

– Дорогой, – ответил он, – в ближайшее время не будет несчастья от воды. В такой-то год, он назвал 1992, – будет испытание огнем, войной. И свидетелем тому будет этот мальчик, что обслуживает нас. Этот срок наступит. Придет это время и так свершится, – сказал он.

Я стою и поражаюсь тому, что они говорят. Сидит мой отец, рядом сидят испытанные, видавшие виды мудрецы, необыкновенные люди, я слышу все, что они говорят, прислуживая им. Внимательно слежу за их тостами, наполняя стаканы вином, время идет. Они с большим почетом относятся друг к другу, я слежу, чтобы на столе был порядок.

– Беда водой уже была в Апсны. Вода залила всю нашу землю и реки Аапсы, Гумста, Бзыбь, Абаата в Гаграх, где находится святыня абхазов. Повсюду от нее, воды, большая беда, погибло много людей, уничтожено было имущество. Вот здесь в Жьабна, так это место называется и тут была вода. И в Гаграх, и в Бзыби, и на Гумсте, и на Хипсте – всюду поднялась вода. Мы живем на возвышенности, но и здесь, и далее до тех холмов все было залито водой, вон отсюда до Мчища. Там, где сейчас стоят дома, все было затоплено. Даже святыня

Абаата-ныха была покрыта водой, ведь мы, абхазы, тоже совершили немало ошибок. Там, где находится Абаата, не было ни одного дома. Теперь и следов того наводнения, что здесь когда-то было, не видно.

Вот такое наводнение было в Апсны.

Тот старец предсказал войну. Ведь случилось то, что он и сказал. Ведь наши мальчики погибли от огня. Пусть будут спокойны их души.

До сотворит Всевышний отныне только хорошее.

*

Барцыц Пшкяч Камгаз-ипа рассказывал это в 1964 году своему внуку, когда они шли в горы. Он, Пшкяч, хорошо знал горы, имел много скота, мог смотреть (гадать по лопатке - ашхуа животного). Ушел в мир иной в 1977 году (с. Блабырхуа);

«Не забывай, дад, когда меня уже не будет, эта Советская власть развалится, но никому не говори об этом.

Эти сваны, что живут в Уатхарах, ты ведь слышишь их крики и плач? (их очень много умирало, то ли от непривычного климата, то ли от пищи, что-то им не подходило). Для них наступят еще более худшие времена, их исход будет еще хуже, чем их приход...

В ваше время будет большая война, погибнет очень много молодежи, людей. Но вы освободите (очистите) Апсны. Вы станете хозяевами (букв. «Она будет в ваших руках»).

Потом наступят тяжелые времена: людям не будет хватать ни земли, ни домов, брат с братом будет воевать из-за богатства, дело будет доходить вплоть до кровопролития.

В правительстве будут сидеть воры-жулье, они придут к власти. Им всего не будет хватать, ни еды, ни всего того, что они будут продавать.

Но их срок будет недолог. В ваши времена наступит справедливая жизнь».

*

Гуарамиа Камшьышь Гыд-ипа , известный охотник, сказатель. Рассказывал в 1993 году. Ушел из жизни в 1997 году, ему было 116 лет, город Ткуарчал:

– Я умру, но слово мое останется, 13 лет, потом Абхазия будет свободной.

Что я знаю, но если вы, мыжда, будете едины в Слове, то столько испытаний вы не прошли бы. Всего лишь пятнадцать дней, если бы вы были едины в Слове...

Адские испытания прошли наши отцы. Никто не виноват. Мы, абхазы, во всем виноваты.

Вы не доверяете друг другу, убиваете тех, кто пришел к нам на помощь... Те, кто покинул Апсны, они мертвы, находятся в земле и для Абхазии они мертвы. Кто скрылся от нашего Апсуара, у них другое место.

Никто не завоюет Апсны, она будет принадлежать тем, кто несет в себе Апсуара...

Мы должны быть едины в Слове. Мы свершили большей грех. Наше негодяйство (ачачанра) – наш враг, кто продавал прописки, разве не мы, ведь Апсынра принадлежала нам.

С грузинами мы разойдемся и у нас с ними не будет ничего общего. Среди нас не должны жить другие.

Ардзынба не образованием, а сердцем и умом ведет дело; и дело это идет с ним (управляется им).

Русский неправ наполовину. Как я смотрю, так и вижу, русский немного неправ (и в большом неправ). Апсны будет у него, но он неправ, а чтобы его исправить (направить на правильный путь) ничего не надо однако.

Ничего не бойтесь, будьте едины в помыслах, не падайте духом (букв. «не калечьте сердце»). Так не будет длиться. «Курица свой яд вытаскивает из под земли своими же когтями». Наше Апсуара твердо встанет на ноги.

Он возьмет свое. Во главе станет (лидер), на которого надеется Ардзынба, который умом и сердцем, подобно ему, продолжит его дело.

Ианаджалбейт, ианаджалбейт, молодой Ардзынба очень силен умом, но со временем его будут очернять.

Грузины не возьмут Апсны. Она будет принадлежать абхазам (букв. «будет принадлежать Апсуара»).

*

Хьыч-ипа (Арстаа) Касей Сабакей-ипа – известный сказитель, святитель, охотник, великолепно исполнял на апхярце Нартские сказания. В 1973 году ушел в мир иной, ему было 78 лет (село Уатхара).

Записано на Ауадхаре в 2000 г., со слов его сыновей.

Ирадион:

«За год до смерти, он передал мне, чтобы я прибыл домой.

– Мне осталось жить один год, потом я умру, – сказал он.

– Ты о чем говоришь, зачем заставляешь детей печалиться, откуда ты знаешь, когда умрешь?! – сказала моя мать.

– Этого ты не знаешь, ты знаешь другое, – сказал он и затем мне рассказал все, где и как похоронить его. Когда он это мне рассказывал, он не был болен, ничего его не беспокоило. Но он знал, что у него сроку осталось – один год, он знал, что после этого умрет.

Потом он сказал, что будет война. В войне погибнет много молодежи, людей. Но вы не бойтесь, сказал он, весь народ, представители других народов встанут рядом с вами, наступит такой момент, вы будете думать, неужели мы погибнем, как одержите победу. Вы победите, но вот что будет потом – внутри нарушится порядок, много молодежи погибнет трагически. Чтобы не было этого, их нужно правильно наставлять, если сможете удержите их, очень много погибнет их... Она /молодежь/ не будет слышать, что им говорят и такое начнется. Наркомании он не знал, то что чужие люди (букв. «чужой народ») курят, это ведь есть, такое будет и у нас.

Он сказал еще, что во главе станет Ардзынба и одержит победу затем будут трудности.

М. Б. – Он наверное не назвал его фамилии и имени?

– Кех! Он сказал во главе будет Ардзынба, я говорю так, как он, отец говорил мне, я от себя ничего не говорю!

Как вы видите это время пришло. Затем то, что будет впоследствии он сказал. Будет еще одно столкновение, – сказал он. И после этого столкновения (войны) Абхазское государство станет сильным, – сказал он. Но нужно проявить сильный характер, должно быть единство, если молодежь не поставите на место, очень много молодежи испортится, – сказал он.

Потом, сказал он, абхазы, находящиеся вне родины устремятся сюда, но здесь им не станут давать места, это приостановится.

– Что же тогда делать? – спросил я. Надо их абхазов возвращать и расселять по разным местам, там где раньше жили их предки, если земли не заполнить, сказал он, абхазы будут в меньшинстве, и пришлого, чужого народа будет больше и снова у вас будут большие неприятности.

– Чтобы этого не произошло, что надо? – спросил я.

– Надо, чтобы вы укрепляли абхазство (Апсуара), для этого надо много детей. Тех, кто находится вне пределов Родины надо вернуть сюда. Надо представить мудрых правителей, но не тех кто стремится к наживе и деньгам, а тех кто сможет заботиться и вести народ, они и будут.

Вот сейчас мы приходим к тому, что он говорил в конце.

М. Б. – Он говорил, что будет столкновение?

– Должно быть столкновение, – сказал он, много людей, представителей других народов придут вам на помощь, враг ничего не сможет сделать, но будут жертвы. После этого все будет хорошо, – сказал он. Мы сейчас находимся в преддверии этого.

И так все, что он говорил сбылось: не отпускайте младшего на фронт, если он пойдет – погибнет, – говорил он. Поговорите с ними, но разве их удержишь. Там будет убийство, этот трагически погибнет, с другим будет так, с этим так, все что он говорил, истинная правда, все сбылось.

*

 Шота, сын Касея, доктор наук:

 – Кто мог подумать тогда, что Советская власть развалится. Кто посмел бы, чтобы Советская власть пала, Сталин считался богом, а окружение его пророками, весь мир в наших руках, так ведь мы думали.

Ты не забывай, что я тебе говорю, – говорил он. Он видел, что я ему не до конца верю, но он верил и хотел, чтобы я знал.

Придет к власти (в СССР) меченый. И тогда, – сказал он, – внешней войны же будет, но во время его правления в государстве будет большой развал.

После этого, сказал он, в государстве (СССР) между народами будут ожесточенные столкновения, будут возникать войны, в Апсны будет война, погибнет много народа, но абхазы одержат победу, из испытания выйдут со славой. И ты не забывай, – сказал он,– после этого будет много преступлений.

Когда было все спокойно и Советская власть была сильна, он совершал следующее: Повернувшись на Восток он громким голосом, чтобы слышали соседи, молил Бога:

«Всевышний, прошу Тебя, то несчастье, что должно произойти, пусть не поглотит абхазский народ, не погубит наших детей».

– Оой, дад, ты не знаешь, – говорил он, – а я знаю. Потом он говорил, ты думаешь, что я недостойный Касей что-либо знаю что может произойти, откуда мне знать, что сегодня вечером будет на ужин я не знаю. Всевышний, кто мне говорит, пусть озарит тебя теплотой своих очей, пусть теплоту своих очей подарит нам Всевышний, это Он мне передает, это от Него. Ты думаешь я что-то вижу, то что должно произойти. Если Он услышит, пожалеет нас, поэтому я прошу Его…

Записала Марина Барцыц; подстрочный перевод с абхазского //

газ. «Новый День», 11 апреля 2008, №15, с.4.

*

Когда началась война, 14 августа 1992 г., мы были в Турции. Трагические вести, приходившие из Апсны, ошеломили нас и часть людей пала духом. В это время моя невестка Нуршьен Хуарцкиа-пха в ночь после начала войны увидела сон и, воспрянув духом от увиденного, говорила всем: "Не переживайте, скоро мы одержим победу", затем пересказала мне свой сон: "Я и моя свояченица стоим рядом, одетые в платье невест... В это время из огромной массы народа, собравшегося подобно необъятному морю, вышел один человек и, начиная с твоего старшего брата, поцеловал всех нас четверых в лоб. Затем сказал нам, не переживайте, скоро мы одержим победу, - после этого он, вновь смешавшись с огромною массою народа, исчез". Сон есть сон. "Да увидеть тебе хорошего сна!" - пожелал я ей, что я больше мог сказать. Через несколько дней невестка пришла в Абхазский клуб и, увидев на стене фотографии, указала на одного из них, спросив при этом: "Кто этот человек? Это его я видела во сне". У всех, кто слышал её рассказ об увиденном ею сне, буквально волосы встали дыбом. Не зная что сказать, мы застыли, глядя друг на друга. На фотографии, висевшей в клубе на стене, был портрет Владислава Ардзынба. Моя невестка никогда в жизни не видела его и никак не представляла его на вид. Эта весть мгновенно облетела всех и все с удивлением передавали эту новость: "Если она, невестка, слышала только имя Владислава, но никогда в жизни не видела его и он во сне явил ей благую весть, то Создатель прислал его к нам и поставил во главе народа и он, Владислав, приведет нас к победе!" Народ воспрял духом и об этом говорили повсюду.

И правда, никто в мире не надеялся, что мы победим, что мы одержим победу, но наш предводитель привёл нас к победе и свершил слово, данное им во сне.

Со слов Октая Абдлы-ипа – Чкотуа // Октай Чкотуа. "Апсха".

ж. «Апсны Апсадгьыл» 2012.14.05, Спецвыпуск, Пкуа – Сухум, с. 4,

Перевод с абхазского Р.Х. Агуажба.

*

Прорицатель из Воронежа.

После завершения Второй мировой войны /1941-1945 г.г./ пятеро молодых абхазов, участников войны, прибыли в с.Хуап, чтобы навестить семью погибшего фронтового друга. После исполнения долга и положенных традиций в эту семью пришел старец, весь седой, лет 85-ти. Он спросил юношей: – Где вы были, что делали и чем занимались?

– Мы пришли навестить семью нашего погибшего друга. Они разговорились и старец приступил к рассказу:

– Послушайте меня, я рассказу вам следующую историю. Я участвовал в войне 1914-1917 г.г. С другом мы взяли увольнение и отправились в город. Это было в Воронеже, время было трудное, голодное. Мы стали обходить дома с целью достать что-нибудь из еды. Но в каждом доме мы получали один ответ: – Мы вам ничем не можем помочь, поскольку сами голодаем. В последнем доме, куда мы подошли, хозяин нам сказал: – Я ничего не имею, но вот в том неприметном домике, – и он указал на него, – может вам пособят. Мы направились к этому дому, постучали в дверь. Но долгое время нам никто не открывал, и не было слышно ни звука. «Здесь наверно никого нет», – подумали мы и уже собирались уходить, как открылась дверь и из дома вышел седой старец в церковной рясе. Он спросил на русском: – «Чего вам надо?»

– Мы голодны, нету ли у вас чего-либо из еды, – ответили мы. Услышав нашу речь, он понял что мы не русские.

– Вы видно не русские, какой нации будете? – вновь спросил он.

– Кто нас знает, мы небольшой народ, ми абхазы, из Абхазии, столица наша Сухум,– ответили мы хозяину дома. Он оглядел нас внимательным взглядом:

– Вы абхазы? – спросил он на абхазском. Когда мы услышали абхазскую речь, то поразившись от всей души, спросили его: – Унаджалбейт, ты абхаз?!

– Нет, я не абхаз, – ответил он по-абхазски, – но могу говорить на этом языке. Всевышний поручил нам изучить языки, которые не должны исчезнуть, нас было шестнадцать человек. Все другие выполнили послание Всевышнего за месяц; мне было поручено выучить абхазский, на это у меня ушло полгода, и я могу сносно изъясняться на нём, – затем он снова продолжил свою речь:

– В вашей земле, не та на которой вы стоите, на вашей родине будет большая война. Будут большие разрушения, погибнет очень много людей, но вы станете свободны, победите. После этого у вас будет много лишений и снова произойдет сильное столкновение, но оно будет недолгим, и потери будут небольшие. После этого жизнь в вашей стране наладится.

Со слов Джениа Чинчора записал Руслан Гуажба, 23 марта 2010 г.

 г. Сухум, Республика Абхазия.

*

Слова Зухаль - абхазки из аристократического рода в Стамбуле:

«Абхазы - счастливые люди. Это единственный народ на Земле, представители которого могут открыто называть себя аристократами и благородными людьми, не боясь, что их сочтут хвастунами. Ведь когда мы называем себя аристократами, мы на самом деле проявляем смирение, потому что наши слова означают, что мы клянёмся служить нашим соотечественникам. Кавказские аристократы - это слуги своего народа, связанные вечным обетом».

Мурат Яган «Я пришёл из-за гор Кавказа», Духовная биография,

Краснодар, 2002, с.89.

*

...Мои собственные предки, вплоть до отцовского поколения, с точки зрения мусульман были язычниками. Ашьхарцы верят, что в их высокогорной стране обитают невидимые существа, именуемые «Хранителями Тайн» или «Нартами». Они обладают всей мудростью земли и являются Источником Высшего Знания.

Нарты были первыми обитателями нашей Родины. Это великаны, которые жили тридцать тысяч лет тому назад, мифическое племя героев, умевших в полной мере использовать заложенные в каждом человеке возможности. Своих уникальных возможностей они не утратили и теперь. С обычными людьми Нарты связывались с помощью ашьхарцев, которые были их посредниками. Эта связь осуществлялась через племенных вождей, представителей отдельных родов, достигших необходимого совершенства. Нарты наделяли этих вождей мудростью /аамста кябзе/, которая помогала им лучше править своими племенами.

Связь с Источником (то есть с Нартами) поддерживали представители родовой знати, которые проходили для этого специальное обучение. Право обращаться к Источнику получали только люди благородного происхождения, имевшие особые заслуги.

В западных монархиях сын наследует отцу автоматически, но ашьхарских предводителей, достойных вступить в контакт с Нартами, всегда отбирали старейшины. Таким образом, для приобщения к этому таинству человек должен был иметь как благородных предков, так и особые заслуги. Такое общественное устройство можно назвать демократической аристократией. Каждому представителю знатного рода, достигшему двадцати четырёх лет, давали возможность пройти специальное обучение у старейшин. Если он его проходил, ему разрешалось вступить в связь с нартами /с.17/. Если нет - претендент «отсеивался».

Иногда, под давлением обстоятельств, допускалось нарушение этих условий, и, если человек был родом из очень знатной семьи, он мог начать учиться у старейшин прежде, чем ему исполнится двадцать четыре года. Это случалось, если умирал отец юноши или подростка, и его место нужно было занять. В чрезвычайно редких случаях таким ученикам удавалось наладить связь с Нартами, но чаще всего они терпели неудачу. Как бы то ни было, им предоставлялся шанс...

Мурат Яган «Я пришёл из-за гор Кавказа», Духовная биография,

Краснодар, 2002, с.17-18.

*

...По абхазским традициям, вожди и племенная знать избираются самим Всевышним, чтобы править народом и служить ему. Каждый абхазский аристократ пользуется огромным уважением, ему все подчиняются, однако он с самого начала знает, что он слуга народа. Известно это и остальным. Жребий благородного человека - это особенный жребий и, чтобы стать его достойным, такой человек должен познать себя как личность. Он должен нести бремя ответственности, а значит ему следует научиться в полном объёме использовать возможности своего тела, чтобы сделать его более совершенным носителем души. Понимание всего этого пришло ко мне позднее. Тогда я был ещё слишком мал...

Мурат Яган «Я пришёл из-за гор Кавказа», Духовная биография,

Краснодар, 2002, с.32.

 

Составитель Гожба Руслан Хаджаратович. Материал для размещения на сайте предоставил лаборант Отдела источниковедения АбИГИ АНА РА Аджинджал Рисмаг.