|
|
Мусто Джихашвили
Кавказское сафари Сталина
(Воспоминания родственника Нестора
Лакобы)
КОГДА-ТО В БАТУМИ

Нестор Лакоба в молодости.
Когда Нестор познакомился с Сарие, она
была еще девчонкой. Их первая встреча произошла
в нашем доме, в 1919 году. Нестор организовывал
диверсии, а мой старший брат Хакки, увлеченный
революционными идеями, помогал ему скрываться от
англичан. Кажется Бриансказал: «Кто не был в
молодости социалистом, у того не было сердца…».
Батуми в то время оккупировали
английские войска. Но благодаря этим
«оккупантам», наша огромная семья жила довольно
неплохо: мы владели несколькими хлебопекарнями,
и по контракту обеспечивали британцев
хлебобулочными изделиями.
Да, старшие члены семьи находились в
довольно щекотливом положении: они зависели от
англичан, улыбались их интенданту, когда тот
заезжал за очередной партией хлеба; и они же
прятали Нестора – большевика и террориста, ярого
«противника английской оккупационной политики».
Однажды британская военная полиция выследила
Нестора и окружила наш дом. Несколько всадников
перегородили въезд во двор со стороны
Асатиановской улицы, в то время как в главные
ворота со стороны улицы Шереметьевской
нетерпеливо стучались офицер и четверо рядовых
полицейских. Очень может быть, что Нестора не
выследили, а полиция получила о нем информацию от
одного из многочисленных осведомителей. И
совершенно не исключено, что провокатор был
партийным товарищем Нестора. Но главное, если бы
Лакоба обнаружили в нашем до-ме, мои дяди - Осман,
Али и брат Хакки, непременно попали бы за
решетку. Учитывая же военное положение, их могла
ожидать смертная казнь. Но то, что не сделали
англичане, спустя двадцать лет претворят в жизнь
наши «славные» соотечественники.
У Сарие была чадра. Она ее никогда не
носила, но у каждой аджарки в те годы имелась
чадра. И если Ленина загримировывали под
рабочего, то почему Нестор не мог переодеться под
мусульманку. Это был единственный шанс. Только
так можно было спасти свою жизнь и жизни
приютивших тебя людей.
Лакоба закутали в покрывало; нашлись для
него и женские туфли, благо ноги у будущего
руководителя Абхазии были миниатюрными.
Конечно, эта история в стиле «комедии
переодеваний», может вызвать у читателя
скептическую улыбку. Но раз Нестор сумел
организовать в оккупированном крае взрыв
парохода «Возрождение», вряд ли бы он испугался
пройти мимо англичан в чадре. К тому же и Нестор, и
Хакки прекрасно знали о том, что британцы,
учитывая национальные и религиозные чувства
местного населения, не станут снимать покрывала
с замужней женщины. А Лакоба «под ручку» до
фаэтона, словно даму сердца или жену, провел
«товарищ Хакки». И воспитанному английскому
офицеру ничего не оставалось, как открыть им
калитку и уступить дорогу.
Большевики одержали победу во многом
благодаря диалектике, которая была только
чудовищным лицемерием. Они пользовались тем, что
«классовый враг» вынужден учитывать
национальные чувства людей, большевики же, в свою
очередь, всегда попирали национальные и
религиозные чувства населения. Они грабили
пароходы и поезда, называя грабеж красивым
словом «экспроприация». Будучи отъявленными
террористами, обвиняли в терроре эсеров. Убивали
власть имущих, но вскоре сами стали власть
имущими…
Лакоба нашел приют в семье Джи-оглы еще и
потому, что мачеха моего отца, Захиде Джикирба,
тоже родилась в Гудаутах * и доводилась «глухому»
дальней родственницей. Эта женщина была
заинтересована в браке Нестора и Сарие. Говорили,
что именно она сыграла роль свахи. Вспоминали,
будто Захиде-ханум, предварительно
договорившись с родственником, вывела
несовершеннолетнюю Сарие из дома и отвезла в
морской порт, - к пароходу, отплыва-ющему в Сухуми.
А Лакоба ждал невесту на корабле. Мне было тогда
семь лет, поэтому я ссылаюсь на рассказы
представителей старшего поколения. Тем не менее,
и свидетели событий часто интерпретируют их в
выгодном для себя свете.
Я же убежден, что Сарие сама выбрала этот
путь, - без всякой посторонней помощи. Ибо
полюбила будущего мужа…
Между старшими братьями Джих-оглы и
Нестором Лакоба пробежала черная кошка. Этот
христианин воспользовался нашим
гостеприимством, вошел в доверие и похитил
сестру. Если бы Нестор жил в Аджарии, его бы нашли
и проучили. Разговоры в этом духе не
прекращались целый год, но дальше болтовни дело
не шло, ведь «хитрый и наглый Лакоба» жил за
пределами досягаемости, в своей Абхазии. Сарие
переживала не меньше братьев, хотя оскорблен-ным
самолюбием здесь и не пахло. Она скучала, она
мечтала обнять маму, младшую сестру Назие и
братьев. И ей столько всего хотелось рассказать о
своем муже, о новом доме и об этих стопроцентных
горцах – абхазцах. В Батуми тоже жили абхазцы, но
то были махаджиры, их быт во многом отличался от
подлинного быта детей гор.
Нужно было найти повод для перемирия, и
этот повод нашелся.
По настоянию Сарие Нестор просит друзей
и товарищей по партии С. Орджони-кидзе, М.
Орахелашвили и Л. Берия помочь заключить мир
между его семьей и родными жены. Шел 1921 год,
советская власть уже была провозглашена во всех
республиках Грузии. Серго Орджоникидзе и Мамия
Орахелашвили занимали руководящие посты в
центральном комитете партии. Они, конечно, не
могли заставить братьев Джих-оглы вновь полюбить
Нестора, однако с мнением этих людей в нынешних
условиях невозможно было не считаться. Между
прочим, Сарие, хоть и вышла замуж за христианина,
но отнюдь не за простого смертного. Ведь Нестор с
первых же дней новой власти в Абхазии был
заместителем председателя ревкома и народным
комиссаром по военным и морским делам, а также
начальником Сухумского гарнизона. А теперь и
председателем совета народных комиссаров.
Против такого послужного списка всегда трудно
что-то возразить. А что, если бы Сарие сбежала с
местным, аджарцем, а тот бы оказался
посредственным человеком. Друзья Нестора Лакоба
приехали в Батуми с весомыми аргументами.
Возможно, у них были и другие, более важные дела,
но заодно партийные боссы решили исполнить и
просьбу товарища. Так или иначе, друзья сумели
уговорить братьев и дядьев Сарие, и даже
назначили день свадьбы, которую вскоре сыграли
здесь, в Батуми, в нашем старом добром доме…
Вернуться к оглавлению
Мусто Джихашвили. Кавказское сафари Сталина. Батуми - Москва. 2003.
Далее читайте:
Лакоба Нестор
Владимирович (1893-1936), председатель совнаркома Абхазской
ССР.
Исторические лица Абхазии (биографический справочник).
Абхазия
(краткая историческая справка).
Абхазы (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.
|